Схема совмещения некоторых связываемых с Тунгусским событием 1908 года эффектов на единой топооснове
Б.Ф.Бидюков1, В.К.Журавлев2, В.И.Зюков3
1 – Новосибирский педагогический колледж №3, Новосибирск kse76@sol.ru
2 – Новосибирск zhuravlevnsk@mail.ru
3 - Москва pcagpdir@um.mos.ru
Еще в 1975 г. было обращено внимание на особенность в распределении окраски («светлое пятно») на выполненных из космоса фотографиях территории вокруг эпицентральной зоны Тунгусской катастрофы [Р.А.Скворень, 1975]. Длительное время это обстоятельство оставалось вне внимания исследователей Тунгусской катастрофы. И.П.Пасечник и И.Т. Зоткин [1988] отметили, что «светлое пятно» представляется не связанным с топографией местности, оно больше области мертвого стоячего леса и наиболее близко совпадает с так называемой «областью светового ожога», а также указали на возможную территориальную близость «светлого пятна» к области горелого слоя 1908 г.
В последующее десятилетие были попытки соотнести контуры «светлого пятна» с ранее выделенными очертаниями границ некоторых специфических эффектов, относимых к Тунгусскому взрыву, таких, как вывал, ожог, пожар, в результате выявлялась недостаточная совместимость их, не позволяющая аргументированно говорить о возможности тех или иных взаимозависимостей.
Впоследствии на возможную связь «светлого пятна» с особенностями рельефа местности обратила внимание Н.А. Лебедева (г. Екатеринбург, январь 2000, частная переписка). Эта зависимость подтвердилась при анализе новых снимков, проведенном одним из авторов настоящего доклада.
В работе В.К.Журавлева и Б.Ф.Бидюкова [2003] сообщается, что авторы нанесли космические снимки 1998 г. на топооснову рассматриваемой местности и проанализировали топографию «пятна» в ее связи с особенностями рельефа и областью распространения треххвойной аномалии сосны.
Следует подчеркнуть, что в этот раз на карту наносился не внешний контур «пятна», а его полное дифференцированное в условном фиолетовом цвете изображение, получаемое компьютерными средствами на основе черно-белых снимков, снятых через различные светофильтры. Это позволило выделить и «внутренние» особенности структуры «пятна»: иную окрашенность болотистых участков и сухих торфяников (Южное болото и Северный торфяник – как наиболее обширные участки внутри контура «светлого пятна»), совершенно темные линии и пятна открытой воды (Хушмо, Кимчу, оз. Чеко), выступающие сквозь фиолетовую окраску самые верхушки возвышенностей (Стойкович, Фаррингтон и др.). Сопоставление выявило значительную корреляцию интенсивности условного цвета с характером рельефа местности, однако это соответствие не имеет общего характера. В результате авторы высказали предположение о том, что оптические отклонения связаны не с рельефом как таковым, а с другими эффектами, имеющими, возможно, отношение к последствиям Тунгусского события. Пятна условного цвета, не являющиеся, понятно, однозначно связанными со спектральными характеристиками растительности, наблюдаются и за пределами ожога и вывала, но нигде не образуют компактного, четко отграниченного «пятна», как вокруг эпицентра взрыва.
Авторы обратили внимание на заметное, на их взгляд, соответствие конфигурации «светлого пятна» области распространения треххвойной аномалии сосны, которое представляется более полным, чем в случае сопоставления с зоной ожога.
В работе А.Д.Белкина и С.М.Кузнецова [2003] на основании спектрофотометрических данных Е.Л.Кринова о растительности сделан вывод, что зона «светлого пятна» в инфракрасной области связана с ареалом распространения сфагнового мха в данном районе. Этот вывод авторов представляется неверным по существу, ибо сфагновый мох является многолетним споровым растением, лишенным корней, и может произрастать только в заболоченных местах, в то время как внутри «светлого пятна» имеются обширные сухие участки. Кроме того, мох сфагнум произрастает и вне пределов «светлого пятна».
Отмечая вслед за Н.В.Васильевым [Васильев, 1999] силуэтное сходство «светлого пятна» и области произрастания треххвойной аномалии сосны с особенностями рельефа, В.К.Журавлев, Б.Ф.Бидюков [2003] оставили открытым вопрос о том, какие именно причинно-следственные связи скрываются за выявленным сходством.
Следует отметить, что в эпицентральной области и ее окрестностях отмечается ускоренное возобновление леса и увеличение годовых приростов старых деревьев [Н.В.Васильев, А.Г.Батищева, 1976; Ю.М.Емельянов и др., 1976], однако корреляция со «светлым пятном» и этих эффектов не является убедительной.
Работа по совмещению «светлого пятна» с известными другими эффектами, даже на интегральном и приблизительном уровне способствует решению давно осознанной и назревшей задачи по отображению на единой топооснове всех существенных деталей проявления на местности эффектов, связываемых с Тунгусским событием. Как нам представляется, такая работа может стать хорошим стимулом для дальнейшей детализации и более корректного сопоставления эффектов с целью выявления их возможной взаимосвязи.
Предпринятая в настоящем докладе попытка совместить на единой топооснове картины вывала («бабочек» Фаста и Анфиногенова), ожога (в том числе интенсивного), отжига по термолюминесценции, треххвойности сосны является лишь первым шагом на пути решения этой задачи. Авторы доклада считают, что вывод И.П.Пасечника, И.Т.Зоткина [1988], Н.В.Васильева [1999] (см. Схему; ранее не публиковалась) о необходимости и перспективности изучения спектральной отражательной способности местности в районе Тунгусского метеорита наземными, аэросъемочными и космическими средствами продолжает оставаться актуальным. К этому можно добавить необходимость сравнительного изучения спетрофотометрических характеристик растительности, в первую очередь - хлорофиллсодержащей, в зоне «светлого пятна» и вне его, особенно в диапазоне длин волн от 0,5 до 1,3 мкм.
Литература
Белкин А.Д., Кузнецов С.М. Спектрофотометрические особенности растительного покрова в зоне Тунгусской катастрофы - Тунгусский вестник, 2003, №15, с. 11-12
Васильев Н.В. Экологические последствия Тунгусской катастрофы 1908 г. В сб. Проблемы радиоэкологии и пограничных дисциплин. 1999, Вып. 2. Заречный, сс. 115, 154
Васильев Н.В., Батищева А.Г. О связи ускоренного возобновления леса с траекторией падения Тунгусского метеорита В сб. Вопросы метеоритики. Проблема Тунгусского метеорита.Томск: Изд. Томского университета, 1976, с. 149-160
Емельянов Ю.М., Лукьянов В.Б., Шаповалова Р.Д., Шмырев И.К. О расположении зоны с увеличенным после 1908 г. приростом старых деревьев в СЗ секторе района падения Тунгусского метеорита В сб. Вопросы метеоритики. Проблема Тунгусского метеорита. Томск: Изд. Томского университета, 1976, с. 161-164
Журавлев В.К., Бидюков Б.Ф. Спектрофотометрические особенности эпицентральной зоны тунгусской катастрофы - Тунгусский вестник №15, 2003, с. 9-10
Пасечник И.П., Зоткин И.Т. Спектрофотометрические особенности зоны светового ожога деревьев в эпицентре Тунгусской катастрофы В сб. Актуальные вопросы метеоритики в Сибири.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988, с. 248-251
Скворень P.А. Версия «гигантские снежинки» - Наука и жизнь, № 6, 1975,с. 22-23