26 марта 1936 года, в 9 часов 15 минут вечера по местному времени, над Кемчугской тайгой в земную атмосферу вторглось космическое тело, которое, двигаясь под углом 25-30 градусов к горизонту и излучая яркий с оранжевым оттенком свет, пронеслось над селениями Больше-Муртинского района Красноярского края и исчезло из поля зрения наблюдателей в хребтах горного кряжа за Енисеем.
О полете метеорита на другой день, 27 марта 1935 года, руководитель Болыпе-Муртинского районного отделения краеведения, плановик В.К.Добрынин прислал письмо в Общество изучения Красноярского края.
"26 марта, в 9 часов 15 минут вечера, - писал В.К.Добрынин, - над селом Большая Мурта в северо-восточном направлении (с большим отклонением на север) пролетел большого размера метеорит... Его полет сопровождался сильным освещением местности и шумом. За хвостом был виден коричневый дым. Не долетев до горизонта, метеор потух. Спустя 2-2,5 минуты, послышался сильный удар с раскатом. После этого все стихло".
Очевидцы рассказывают следующее: находившиеся в райисполкоме (двухэтажное здание) слышали сильный гул, напоминавший выстрел шестидюймовой пушки. Здание райисполкома слегка сотрясалось и чувствовалось дребезжание окон. В ответ на за прос северных сельсоветов района поступило сообщение о том,что огненный шар пролетел на северо-восток, восточнее них. Так, учитель Федоров с Предавинской верфи утверждал, что шар был большого размера (к сожалению, более точная оценка отсутствовала). Из деревни Верхней Ивановщины, что в 10 км от Енисея,на левом его берегу, сообщили, что, пролетев в направлении деревни Старой Ивановщины, огненный шар взорвался в воздухе,и этот взрыв сопровождался выстрелами, напоминавшими близкую стрельбу из винтовки, после этого раздался удар, вероятно, метеорит упал.
Начиная с 27 марта 1936 года, в Общество изучения Красноярского края, в редакции газет "Красноярский рабочий", "Красноярский комсомолец", стали поступать письма очевидцев этого явления. 28 марта 1936 года Краевой Совет Общества изучения Красноярского края и редакции газеты "Красноярский рабочий" поручили мне выехать для сбора сведений о полете и месте падения метеорита.
Через час пути от Красноярска наш автомобиль сделал первую остановку на почтовой станции в деревне Старцевой. Там мне удалось побеседовать с местными жителями. Они сообщили,что видели в профиль пролет огненного шара с огненным хвостом над Большой Муртой или Бартатом через Енисей.
Аналогичные сведения сообщили мне и в деревне Таскиной -там также видели огненный шар "в профиль", слышали гул, треск, шум. В селе Миндерла очевидцы рассказывали, что огненный шар с хвостом пролетел где-то над большой Муртой со стороны селений Ясной Поляны и Отрадного. Пролет метеорита "сбоку" наблюдался и в селе Шило, Сухобузимского района, видели его также в с.Бартат, где в это время шла подготовка к наблюдению полного солнечного затмения (интересно, что в ряде мест очевидцы связывали пролет и падение метеорита именно с этим событием) .
По пути в Большую Мурту я побывал в деревне Тигиной. Здесь опрошенные мною наблюдатели видели пролетавший шар буквально над их селением, им показалось, что он упал в Енисей у Казачиского порога. Некоторые старожилы вспоминали, что спустя 12 лет после отмены крепостного права, в сторону Ангары, за Енисей пролетело какое-то "огненное чудовище", видимо, имело место еще одно падение метеорита.
Прибыв в Большую Мурту, я встретился с В.К.Добрыниным и зав.метеостанцией Игумновым. В.К.Добрынин к ранее сообщенному добавил, что полет метеорита наблюдали землеустроители техники - геодезисты Елизарьев и Трумбаев. Они возвращались с полевых работ в село и видели полет метеорита по направлению Большая Мурту - Предивное. 30 марта я приехал на почтовую станцию Большой Кантат. Тамошние жители видели пролет метеорита к югу, в сторону Большой Мурты, летел он на Предивное и упал, по их словам, где-то в горах за Енисеем в Тасеевской тайге. На следующих почтовых станциях: Таловке, Бобровке, Осиновке, Мокруше наблюдатели видели полет метеорита к югу. Шар пересек Енисей и скрылся в горах, где-то в левых притоках реки Шилки, впадающей в Енисей ниже Казачинского порога.
31 марта 1936 года в селе Казачинском проходил слет колхозников - ударников. На нем были гости из соседних районов,в том числе и из Тасеевского. Тасеевцы рассказывали, что они наблюдали полет метеорита "в лоб" - и он упал где-то в Тасеевской тайге у водораздела рек Большой Таловки и Телькуна.
Мне стало ясно, что мне удалось пересечь путь полета метеорита, заехать "в профиль" с севера, и теперь остается оконтурить этот район, заехав "в лоб". С этой целью с очередной почтой я отправился по заброшенному Тасеевскому тракту в село Тасеево. Из Казачинского я выехал 5 апреля 1936 года по Тасеевскому тракту через Момотово в Живые Ключи. Здесь видели полет метеорита в профиль к югу. По свидетельству очевидцев, это был горящий шар с огненным хвостом, скрывшийся в Тасеевской тайге за деревней Александровкой. Александровцы хорошо видели полет метеорита и считали местом его падения Тасеевскую тайгу в верховьях речки Большой Таловки, впадающей в р. Шилку у деревни Средняя Шилка. Здесь мне пришлось заночевать, т.к. это был последний населенный пункт Казачинского района, где кольцевая почтовая связь прекращалась, а межрайонной прямой почтовой связи из Казачинского в Тасеево не существовало. Пока шли хлопоты о выделении мне подводы, престарелый колхозник Дементий Петров, видевший полет метеорита, рассказал,что последний летел, как раскаленный шар, ярко светил и упал в тайге в истоках реки Таловки, и что сторож фермы Средне- Мурманского колхоза Алексей Строганов будто бы даже собрал "искры" метеорита.
На следующий день, находясь в Средней Мурме Тасеевского района, я разыскал Строганова. Он заявил, что в момент падения находился на ферме и видел, как на Среднюю Мурму и Тасеево летел огненный шар, но, не перевалив хребет у речки Телькуна, ударился в гору. Раздался сдвоенный удар, шум, в стороны полетели тучей искры. Но находку осколков Строганов отрицал.
На пути в село Тасеево я заехал 7 апреля в село Троицко-Заводское, где находилась метеостанция. По сообщению зав.метеостанцией Текирина, жителя села Троицко-Заводской видели полет метеорита "в лоб". Он перелетел Енисей, и вошел в соприкосновение с землей в водораздельной части Енисейского кряжа, в истоках рек Мурма, Телькуна и Большая Таловка. Результаты всех этих опросов представлены ниже, на рис.1.
В Тасеевском райисполкоме сообщили мне, что жители сел Тасеево, Лукашино, Сивохино, Сухово видели метеорит "в лоб". Падение произошло в Тасеевской тайге.
Райисполком выделил в помощь мне опытных охотников, хорошо знающих тайгу - А.А.Дупияяка из деревни Демино и И.П.Першина из села Лукапшно. 15 апреля 1936 года мы прибыли в подтаежное селение Ялай, и на следующее утро, надев лыжи, направились в тайгу. Нам предстояло пройти 25 километров, чтобы в долине Телькуна достичь охотничьего зимовья Саловарова, где мы рассчитывали создать опорный пункт для дальнейшей работы.
Запасшись мясом, мы стали совершать походы из долины Телькуна к истокам р.Мурмы. 19 апреля, на третий день поисков места падения метеорита в Тасеевской тайге, мы перевалили водораздел Енисейского, кряжа, круто повернули на северо-запад к истокам р.Посольной. Нам встречались каменные гребни, а между ними чистые поляны, пригодные для покосов и выпасов скота. Мы внимательно осматривали поляны, полосы сосновых боров. Пройдя километров пятьдесят, под вечер у истоков р.Посольной, впадающей в Енисей, мы натолкнулись на небольшой поселок приискателей. В нем находились разведчики золота из Троицкого прииска, расположенного в среднем течении р.Посольной. Разведчики золота рассказали нам, что метеорит пролетел над их головами. Яркий ослепительный свет подействовал на зрение некоторых наблюдателей так сильно, что в течение недели они не могли смотреть на солнце. Приискатели сообщили нам, что они слышали взрыв, раскаты грома, ощущали сотрясение земли после того,как метеорит скрылся в тайге, где-то недалеко в истоках речек Таловок и Телькуна. По мнению приискателей, метеорит врезался в один из западных склонов какой-то горы.
Мы обратились к приискателям с просьбой выделить нам одного проводника, видевшего полет метеорита, но на следующий день началась сильная оттепель, и с нами в тайгу никто не пошел, да и нам посоветовали выйти из нее до распутицы возможно скорее. Тем не менее, во вторник 20 апреля 1936 года мы все направились по следу пролетевшего метеорита к истокам Таловок. Положение наше стало сложным: ослабевший наст плохо держал лыжи, мы проваливались в снег по пояс.
Утром 21 апреля мы прошли по застывшему насту еще километров 20 на север по долине Большой Таловки. Там мы впервые заметили на тающем снегу множество хвойных игл сосны, ели, лиственницы. На следующий день, следуя через небольшие водораздель ные перевалы между Малой Таловкой и Телькуном, мы видели всюду на тающем снегу густой слой свежей хвои. Местами среди хвои валялись и мелкие ветки. Это можно было истолковать так, что метеорит пролетел где-то совсем близко, сбивая воздушной волной хвою и мелкие ветки.
Последний наш таежный ночлег был возле речки Телькунка. Обследовать северную часть маршрута нам так и не удалось, так как перед лицом быстро наступавшей оттепели мы вынуждены были как можно скорее выбраться из тайги.
Таким образом, можно считать доказанным, что в марте 1936 года в Тасеевской тайге имело место крупное падение метеорита. К сожалению, после неудачной попытки его розысков по свежим следам никто больше этим вопросом не занимался, хотя считать это дело безнадежным вряд ли было бы правильно.