А.С. Заботин, Ю.Д. Медведев
Институт прикладной астрономии РАН, 191187,СПб, наб. Кутузова 10,
E-mail: medvedev@ipa.nw.ru
О ВОЗМОЖНОЙ ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА
ДО ЕГО ВХОЖДЕНИЯ В АТМОСФЕРУ ЗЕМЛИ
Аннотация. Численно исследована ретроспективная эволюция орбиты тунгусского метеорита от момента его взрыва до входа в атмосферу Земли. В модель движения метеорита включены гравитационные ускорения от Земли, Луны и Солнца, а также ускорения, возникающие из-за торможения тела в атмосфере Земли. Учитывалась возможность дробления и горения тела в атмосфере. В качестве начальных условий были взяты место и время взрыва тунгусского метеорита. Варьировались значения величины модуля, азимута и наклона вектора скорости к поверхности Земли, а также высота взрыва метеорита. Кроме того, исследовалось влияние размеров, механических и теплофизических характеристик тела на его движение. Численные эксперименты показали, что лучше всего наблюдательным данным метеорита удовлетворяют небольшие значения величины модуля и наклона вектора скорости к поверхности Земли при его движении в атмосфере. При таких начальных данных метеорит может совершить один или даже несколько оборотов вокруг Земли до своего падения. Гелиоцентрические орбиты, получающиеся при моделировании с такими начальными данными, до входа метеорита в атмосферу Земли во многом близки к орбите астероида Apophis.
Это позволяет говорить о достаточно частых сближениях астероидов типа Apophis с Землей и их падениях на Землю.
Введение
Исследованию динамики тунгусского тела и обстоятельств его взрыва посвящено большое количество публикаций, обзор которых приведен в монографии Н.В. Васильева [Васильев, 2004].
Наиболее вероятным сценарием этого явления, объясняющим большинство наблюдений, является проникновение в атмосферу Земли небесного тела достаточно большого размера - до нескольких сотен метров в диаметре. В результате торможения этого тела в атмосфере, оно раздробилось и затем взорвалось, не долетев до поверхности Земли. К настоящему времени собрано большое число фактов, относящихся к этому явлению; наиболее достоверными, на наш взгляд, являются следующие:
1) Взрыв произошел во вторник 30 июня 1908 г. в 00 час.14,5±1,0 мин. по Гринвичу или в 7 час 14,5 минут утра местного времени. Момент был получен из обработки сейсмо- и барограмм [Гольдин, 1986].
2) На месте предполагаемого взрыва имеется вывал леса, обнаруженный Л.А. Куликом [Кулик, 1927]. Географические координаты центра вывала леса, над которым предположительно располагался эпицентр взрыва, следующие: 60°52' 08'' северной широты и 101° 55' 03'' восточной долготы. Площадь вывала леса из-за взрыва составляет 2150 км2 [Васильев, 2004].
3) Акустические и световые явления распространились на площади свыше одного миллиона квадратных километров с радиусом около 800 километров. После взрыва практически на всей Земле фиксировались явления, связанные с большим количеством пыли в атмосфере [1].
4) Высота взрыва приблизительно 10 км. [Васильев, 2004]
5) Направление движение болида: величина азимута лежит в диапазоне (
Следует обратить внимание на большой разброс в значениях азимута, который обусловлен противоречивыми на первый взгляд наблюдениями двух групп. Так называемая «южная» группа очевидцев - респонденты Иркутской обсерватории и «восточная» - очевидцы с верховья р. Нижней Тунгуски. Противоречивость заключается в том, что из наблюдений «южной» группы очевидцев следует, что тело двигалось в атмосфере с юга на север. Если учесть наблюдения очевидцев с верховья р. Нижней Тунгуски, в основном охотников и поэтому не имеющих возможности уверенно говорить не только о времени, но даже о дате наблюдений, то получается, тело двигалось с востока на запад. Последнее обстоятельство породило большое количество фантастических гипотез. Однако, на наш взгляд, это противоречие может быть разрешено, если предположить, что тунгусский болид несколько раз входил в земную атмосферу, т.е. тунгусский метеорит был временным спутником Земли. Тогда траектория первого прохождения тела через атмосферу должна проходить из-за вращения Земли восточнее, чем последующие. Вероятней всего тунгусское тело два раза входило в атмосферу Земли. Поэтому световые и звуковые явления первого прохождения, соотнесенные с местом падения, дают движение тела с востока на запад. Возможность нахождения тела на орбите временного спутника Земли была показана нами в работах [Медведев, 1997; Бывшев, Медведев, 1997]. Проведенные в этих работах исследования показали, что лучше всего наблюдательным данным метеорита удовлетворяют небольшие значения величины модуля и наклона вектора скорости к поверхности Земли при его движении в атмосфере. Показано, что при таких начальных данных метеорит может совершить один или даже несколько оборотов вокруг Земли до своего падения. Гелиоцентрические орбиты, получавшиеся при моделировании с такими начальными данными, оказались во многом близки к орбите Земли.
Поэтому, когда был открыт астероид Apophis, орбита которого также близка к орбите Земли, нами было решено продолжить исследования, сделав упор на вычисление возможных орбит тунгусского тела до его вхождения в атмосферу Земли.
Описание модели
Как и в предыдущих исследованиях численно исследовалась ретроспективная эволюция орбиты тунгусского метеорита от момента его взрыва до входа в атмосферу Земли. При моделировании были сделаны следующие предположения:
• Ядро болида имеет сферическую форму, постоянную плотность и однородный химический состав.
• Ядро остается единым, но может претерпевать поверхностное разрушение, сохраняя при этом исходную сферическую форму.
• Не учитываются различия градиентов сил и параметров среды в разных частях ядра и влияние вращения ядра на его поступательное движение.
• Предполагается, что часть энергии, возникающей из-за работы силы сопротивления атмосферы, идет на разогрев и испарения вещества метеорита, что приводит к уменьшению размеров ядра болида, при этом оно сохраняет сферическую форму.
• В движении болида учитываются возмущения от гравитационного поля Земли, сопротивления атмосферы и притяжения Луны и Солнца.
На основании сделанных предположений уравнения движения тела имели вид:
Здесь
где
где
где
При расчете силы сопротивления среды учитывалось, что часть энергии, генерируемой внутри ударного слоя, передается поверхности тела, вызывая ее разогрев и сублимацию вещества. Это, в свою очередь, вызывало изменение массы и миделева сечения небесного тела во время его движения в атмосфере Земли. Для учета изменения радиуса болида из-за испарения в атмосфере Земли использовалось следующее дифференциальное уравнение:
где
где
Подставляя (7) в (6) и переходя к пределу в конечных разностях
Кроме того, учитывалась поверхностная фрагментация ядра болида. Учет происходил путем повышения величины абляции в момент, когда давление на переднюю точку
тела
Коэффициент в выражении (8) принят нами как коэффициент усиления величины абляции для моделирования процесса фрагментации.
Математическая модель, описывающая движение болида и изменение миделева сечения тунгусского метеорита, представляет собой систему дифференциальных уравнений 7-го порядка (3 уравнения движения 2-го порядка и уравнение, описывающее изменение радиуса ядра болида из-за абляции). Эта система интегрировалась методом Рунге-Кутта 7(8) порядка. Положение Луны и Солнца задавалось эфемеридой DE-403. Изменение плотности атмосферы Земли с высотой было представлено в виде трех экспоненциальных слоев с верхними границами на 25, 120 и 500 км от поверхности Земли соответственно. Рассматривалась ретроспективная эволюция, т.е. задались начальные данные в момент взрыва и система интегрировалась назад по времени. Это, в частности, приводило к увеличению размеров ядра болида при интегрировании. Была составлена соответствующая программа, входными параметрами которой были величины, приведенные в Табл.1.
Табл.1 Входные параметры программ
Параметр |
Значение |
Начальный момент (юлианская дата и дробная часть, соответствующая моменту взрыва). |
2418122.51015* |
Интервал интегрирования (в сутках) |
30.0 |
Высота тела в начальный момент (высота взрыва, в км) |
10. |
Широта (в градусах и долях градуса) |
60.9* |
Долгота (в градусах и долях градуса) |
101.9* |
Модуль скорости (в км/с) |
8.2 |
Азимут вектора скорости (в градусах и долях градуса) |
180.0 |
Высота вектора скорости (в градусах и долях градуса) |
-3.0 |
Радиус ядра (в км) |
0.1 |
Плотность вещества ядра (в г/см3) |
1.0 |
Теплота сублимации вещества (в кал/г) |
1000.0 |
Критическое давление вещества (в 106 Па) |
100.0 |
Коэффициент лобового сопротивления |
2.0 |
Коэффициент передачи энергии на сублимацию |
0.001 |
Звездочками обозначены величины, которые не варьировались при модельных вычислениях, поскольку они достаточно точно известны из наблюдения.
Численное моделирование
Исследовалось влияние, приведенных в Табл.1 величин на параметры орбиты болида. Мы приводим данные о влиянии величины теплоты, идущей на испарения 1 г вещества ядра болида
Рис.1 (А и Б). Изменение наклона гелиоцентрической орбиты болида i (рис. А) и изменение эксцентриситета гелиоцентрической орбиты болида e (рис. Б) с теплотой сублимации вещества его ядра K.
Рис.2 (А и Б). Изменение большой полуоси гелиоцентрической орбиты болида a (рис.А) и изменение угла перигелия ω (рис. Б) с теплотой сублимации вещества его ядра K.
Результаты моделирования показывают, что увеличение величины
Таблица2. Элементы орбиты астероида ( 99942) Apophis
ω |
Ω |
i |
e |
N |
a |
126.39517 |
204.45715 |
3.33128 |
0.1910744 |
1.11277902 |
0.9222814 |
На рис. 3 приведена зависимость величины радиуса ядра болида до его вхождения в атмосферу с теплотой, требуемой на сублимацию одного грамма вещества, при предположении, что в момент взрыва ядро было радиусом 0.1 километра.
Рис.3. Изменение радиуса ядра тунгусского болида R с теплотой сублимации вещества его ядра K.
Рис. 3 показывает, что при небольших значениях величины
Кроме того, исследовано влияние радиуса болида в момент взрыва на элементы орбиты. Результаты приведены на рисунках 4 и 5.
Рис.4 (А и Б). Изменение наклона гелиоцентрической орбиты болида i (рис.А) и изменение эксцентриситета гелиоцентрической орбиты болида e ( рис.Б) с радиусом его ядра R.
Рис.5 (А и Б). Изменение большой полуоси гелиоцентрической орбиты болида a (рис.А) и изменение угла перигелия ω( рис.Б) с радиусом его ядра R.
Рисунки 5 и 6 показывают, что уменьшение радиуса болида более существенным образом влияет на его гелиоцентрическую орбиту до входа в атмосферу, чем величина K. При небольших размерах тела в момент взрыва гелиоцентрическая орбита становится близкой к кометной, несмотря на небольшой наклон траектории болида. При расчетах мы полагали, что вектор скорости наклонен всего 30 к линии горизонта. Здесь следует отметить, что увеличение этого угла при неизменных значениях других величин, приводило, как правило, к увеличению значения эксцентриситета и наклона орбиты.
Заключение
Проведенные вычисления показывают, что тунгусское тело до своего входа в атмосферу Земли могло двигаться по орбите близкой к орбите астероида Apophis. Это, в свою очередь, дает оценку частоты появлений таких астероидов в окрестности Земли и позволяет говорить о достаточно частых сближениях астероидов типа Apophis с Землей и их падениях на Землю. Однако проведенные вычисления не исключают кометной природы тунгусского тела, поскольку в случае небольших размеров тела (100 метров и менее в диаметре), гелиоцентрическая орбита имеет большие значения эксцентриситета и наклона практически при всех значениях наклона траектории болида в атмосфере Земли.
Литература.
Васильев Н.В. Тунгусский метеорит. Космический феномен лета 1908 г.// М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. – 372 с.
Гольдин В.Д. Об интерпретации некоторых геофизических явлений, сопровождавших падение Тунгусского метеорита. / Космическое вещество и Земля .// Новосибирск: Наука, 1986. – С. 44 – 62.
Кулик Л.А. К вопросу о месте падения Тунгусского метеорита 1908 г. // Доклады АН СССР. Сер. А. 1927, № 23. С. 399-402.
Медведев Ю.Д. Был ли тунгусский метеорит временным спутником Земли? / Тезисы докладов всероссийской конференции «Проблемы небесной механики», Санкт-Петербург. Под ред. А.Г.Сокольского, А.С. Баранова. // СПб.: Изд-во ИТА РАН, 1997. С. 120-121.
Бывшев М.С., Ю.Д. Медведев Вычисление движения небесного тела в атмосфере Земли. / Тезисы докладов всероссийской конференции "Компьютерные методы небесной механики-97", Санкт-Петербург. Под ред. А.Г. Сокольского. // СПб.: Изд-во ИТА РАН, 1997. С. 48-49.
Hills J.G., M.P.Goda The fragmentation of small asteroids in the atmosphere. // Astronomical Journal, 1993. Vol. 105, No. 3. P. 1114-1144.