В отделе астрономии космонавтики Московского городского дворца детского (юношеского) творчества загадкой Тунгусского метеорита заинтересовались еще в шестидесятых годах. Этому способствовала модная в те годы гипотеза Александра Казанцева о взрыве над тунгусской тайгой в 1908 году инопланетного корабля, а также контакты с известными специалистами в этой области академиком В.Г. Фесенковым, доктором наук Е.Л. Криновым и другими сотрудниками Комитета по метеоритам Академии наук. Еще в 1966 г. трое учащихся старших групп отдела впервые приняли участие в комплексной самодеятельной экспедиции (КСЭ), которые в течение нескольких десятилетий организововала группа ученых и студентов Сибири и Урала совместно с Всесоюзным астрономо-геодезическим обществом. С тех пор участие учащихся и выпускников отдела астрономии Дворца в исследовании Тунгусской проблемы стало одной из традиций.
Многолетним руководителем и пропагандистом этой темы в отделе является заведующий загородной наблюдательной базой, руководитель целевой учебной исследовательской программы «Тунгуска» Виталий Александрович Ромейко. Начиная со школьных времен, он более двадцати раз побывал на месте Тунгусской катастрофы и к настоящему времени является одним из авторитетнейших специалистов по этой проблеме. Под его руководством помимо традиционной тематики учащиеся занимаются серьезными исследованиями оптических аномалий и появлением серебристых облаков летом 1908 года. Исторические сведения сравниваются с результатами собственных наблюдений на месте катастрофы. При этом используется разработанная и изготовленная в отделе астрономии фотометрическая аппаратура.
На месте Тунгусской катастрофы юные исследователи участвуют в изучении радиационной обстановки в эпицентре взрыва и в прилегающих районах, отбирают пробы почвы и грунта, собирают исторические и этнографические материалы, относящиеся к Тунгусской загадке, ведут поиск тектитов, фрагментов метеорита, к сожалению без успеха, а также метеоритных кратеров.
Тематика исследований, выполняемых комплексными экспедициями учащихся Дворца на месте катастрофы, со временем расширилась. По рекомендации известного специалиста в области метеоритики Игоря Тимофеевича Зоткина в программу были включены работы, связанные с изучением энергии ударных волн (они выполнялись под руководством выпускника, ныне заведующего отделом Николая Николаевича Николаева). Значительное место в последние годы отводится изучению экологической обстановки в районе Тунгусского заповедника. Этому способствовало привлечение к участию в экспедиции сотрудников и учащихся отдела экологии Дворца, а также учащихся различных факультетов лицея № 1525 «Ворбьевы горы».
Если прежде учащиеся Дворца вели исследования в составе других экспедиций, то, начиная с 1992 года, при поддержке Департамента образования и Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы отдел астрономии дворца проводит экспедиции самостоятельно. Программа и результаты тунгусских школьных экспедиций обсуждаются на специальных семинарах, в которых участвуют заинтересованные ученые, педагоги и учащиеся. Постоянным консультантом отдела по этой тематике является И.Т. Зоткин. В формировании программы исследований участвуют также ученые из Томска, Красноярска, Новосибирска.
Помимо теоретической подготовки будущие члены экспедиций ходят в тренировочные походы, работают в подмосковных экспедициях. Успеху работы в сложных таежных условиях способствует участие в них бывших учащихся отдела – разных по возрасту, по профессии и увлечениям. Так не только сохраняются и развиваются традиции отдела, но что не менее важно, участие «старичков» повышает уровень безопасности экспедиций. Этому помогает и улучшающееся техническое оснащение выездов. Так последние годы группы, выходящие на маршруты, могут связываться между собой и с базовым лагерем с помощью малогабаритных радиостанций, а свои координаты определять с помощью навигационных приборов, связанных с искусственными спутниками Земли.
В настоящее время программа дополнилась двумя новыми разделами. Один из них выдвинул, обосновал и подготовил к реализации выпускник отдела Дмитрий Николаевич Петров. В связи с тем, что время неумолимо уничтожает следы Тунгусской катастрофы, он предложил отобрать для длительного хранения в специально изготовленных капсулах моховые, торфяные и древесные пробы в различных районах Тунгусского заповедника. Это может случиться даже через сотни лет, когда появятся новые идеи, методы и средства исследования образцов.
Специалисты горячо поддержали идею. Первые образцы на месте падения Тунгусского метеорита были взяты учащимися отдела в 1996 году. Координаты точек взятия проб участники экспедиций Дворца теперь могут определять с большой точностью до нескольких метров с помощью портативной навигационной аппаратуры, связанных с космическими технологиями. Эта же система позволяет прокладывать маршруты к пунктам, координаты которых известны.
В том же году наметилось и второе новое направление исследований. Его подсказала природа. Обследование показало, что в разных местах эпицентра от 15% до 60% деревьев, переживших катастрофу, имеют механические повреждения в виде каверн и трещин. Причем процент поврежденных деревьев здесь по предварительным наблюдениям выше окружающего фона. Возможность таких повреждений была предсказана некоторыми авторами как следствие электростатических процессов, вызванных полетом и взрывом Тунгусского метеорита. Участники экспедиции провели статистический анализ необычных повреждений, многократно зафиксировали их на фото и видео. Полученные результаты были доложены на уже упоминавшемся тематическом семинаре и на научно-практической конференции. Ими заинтересовались академик Н.В. Васильев, профессора Е.М. Колесников и В.А. Алексеев. Прошли консультации и в Институте леса. По совету специалистов эти исследования продолжены в экспедициях следующих лет.
В настоящее время исследование проблемы Тунгусского метеорита в отделе астрономии ведется в рамках открытой городской научно-образовательной программы «Космический патруль». «Космический патруль» – комплексная программа, в значительной мере посвященная проблемам обеспечения космической безопасности нашей цивилизации. Главные цели программы – профессиональная ориентация учащихся, формирование в процессе теоретической и практической деятельности глобального экологического и космического мировоззрения, воспитание ответственного отношения к окружающему миру.
Содержание программы: факторы космической угрозы; объекты и явления, представляющие наибольшую потенциальную опасность; вероятность катастроф космического происхождения; опасности, порождаемые деятельностью людей; возможность и средства обнаружения и прогнозирования потенциально опасных космических объектов; способы предупреждения космических катастроф.
Пшеничнер Борис Григорьевич, академик Академии космонавтики России