Кулик Л.А. Изучение метеоритов, Советская наука 1940, №9, с.137-138

Новости науки

В АКАДЕМИИ НАУК СССР

ИЗУЧЕНИЕ МЕТЕОРИТОВ

Метеориты, являющиеся вещественной связью Земли с окружающим ее внешним пространством, привлекают к себе внимание многих наук. Все больше накопляется фактов, свидетельствующих в пользу того, что метеориты представляют часть ядерного вещества комет и таким образом участвуют в эволюции вещества в пределах нашей солнечной системы.

Состав вещества метеоритов, режим их образования и роль в земных оболочках изучают геология, петрография, минералогия и другие науки. Для выяснения многих вопросов генезиса метеоритов требуются данные астрономии. Все это привело к возникновению самостоятельных научных организаций, ставящих себе целью всестороннее изучение метеоритов.

Первая в мире самостоятельная лаборатория по изучению метеоритов была создана в США — в Денвере (штат Колорадо). В СССР в 1923 г. при Минералогическом институте Академии наук СССР был образован метеоритный отдел, который развился в самостоятельный Комитет по метеоритам. Здесь сосредоточено исследование обстановки падения метеоритов на Землю, сбор самих метеоритов и их пыли и изучение всего этого материала. В Комитете сосредоточена всесоюзная коллекция метеоритов.

За последнее время Комитетом произведено петрографическое описание свежевыпавших метеоритов, изучались некоторые физические свойства их, что позволило установить своеобразие этих тел по сравнению с земными породами и искусственными стеклами. При помощи нового магнитного метода выявления структурных особенностей металлических метеоритов констатирована монокристалличность этих тел. В ближайшем будущем Комитетом будет проведена серия работ по изучению отдельных минеральных включений в метеоритах, их теплопроводность при различных температурах, изотопическая характеристика составляющих их элементов.

Одним из интересных научных достижений в работе Комитета является разработка нового метода исследований метеоритов — спектрофотограмметрии. Его применение исключает субъективный подход к классификации метеоритов.

Определение цветности метеорита «на-глаз» часто приводит к существенным недостаткам, особенно когда приходится иметь дело с тончайшими оттенками цветов или когда в утомительном однообразии какого-либо одного цвета приходится устанавливать едва уловимые изменения его. Попытки давать «тонкие» определения цвета минералов, вроде «между латунно-желтым и шпейсово-желтым», «между оловянно-белым и светло-стальным, серым» и пр., только запутывали дело, так же как и такие трудно представляемые названия цветов, как «лавандово-серый», «кермезиново-красный» и т. п. Подобного рода терминология далека от научной точности и представляет обширное поле для произвола.

В последнее время в помощь практикам физикам, химикам, геологам и производственникам имеются специальные каталоги и таблицы цветов, существенно улучшившие положение дела, но и они не лишены слабых мест: очень плохо определяют «серый» цвет, в особенности при установлении цвета каменных метеоритов. Основная (по количеству) группа метеоритов — хондриты — имеют серый цвет различного тона, доходя почти до совершенно черного цвета. Уже первые классификаторы каменных метеоритов разбили группу светлых хондритов на «белые», «промежуточные» и «серые», игнорируя голубоватые, желтоватые и коричневатые оттенки.

Сущность объективного метода классификации метеоритов сводится к следующему: для характеристики общего количества света, отраженного поверхностью свежего излома каменного метеорита, определяется спектральная отражательная способность (альбедо) этой поверхности; для характеристики же цвета устанавливается ее колор-индекс.

Научный сотрудник Комитета по метеоритам Е. Л. Кринов исследовал таким способом до 50 каменных метеоритов. Результатом его работы является установление объективной классификационной (по яркости и цвету) шкалы для наиболее часто встречающихся и падающих каменных метеоритов — хондритов. Эта шкала окажет большую помощь для определения цвета метеоритов и их классификации в международном масштабе.

Тот же спектрофотограмметрический метод приложим и к исследованию твердой поверхности других небесных тел. По данным Е. Л. Кринова, каменные метеориты по их отражательной способности варьируются от почти черных (с коэффициентом яркости 0,4—0.5) до почти белых (с коэффициентом яркости 0,5—0.6). Весь интервал между крайними видами можно подразделить на пять классов, а каждый класс — на четыре типа (голубоватые, серые, желтоватые и коричневые).

При сравнении классифицированных таким образом метеоритов с некоторыми твердыми небесными телами оказалось, что Меркурий, Луна и астероиды Церера и Юнона имеют такие же темные поверхности, как черные метеориты; поверхность Марса и Каллисто (спутник Юпитера) аналогична поверхности темносерых каменных метеоритов; поверхность у астероида Весты — светлосерая, а у Титана и Реи (спутники Сатурна), Ганимеда, Но и Европы (спутники Юпитера) такая же светлая, как и у белых метеоритов. Что касается земной поверхности, то каменные метеориты в среднем оказались темнее наиболее серых горных пород и почв.

Эта работа может дать существенные данные для исследований одной из интереснейших проблем современной астрономии, геологии, минералогии и других наук — так называемой проблемы малых мировых тел: астероидов, комет, метеоритов, космической пыли.

Л. А. Кулик