Гонцы межпланетных пространств
Мало найдется теперь в нашей стране людей, которые ничего не слышали бы или не читали о метеоритах — «небесных» гостях-бродягах межпланетных пространств. Эти глыбы, то почти нацело каменные, то металлические, то смесь тех и других, врываются в земную атмосферу со скоростями в десятки километров в секунду, буравят воздух, раскаляя его до свечения, более яркого, чем солнечное, но и сами «вязнут» в нем, совершенно теряя свою космическую скорость высоко над поверхностью земли. Но висеть в воздухе после своей задержки в нем они не могут: они подчиняются тяготению нашей огромной Земли, поворачивают отвесно книзу и падают на почву, как летчик затяжным прыжком, только без парашюта. Поэтому их углубление в землю ничтожно — чаще всего на несколько дециметров и очень редко на метр-другой.
Фотографический снимок части пути огненного шара
Обычно метеориты находят случайно: видя полет огненного клубка по небу, слыша мощные удары бедующих за ним воздушных волн, близкий к месту падения наблюдатель видит иногда сопровождаемое жужжанием падение по воздуху черного предмета и с опаской подходит к тому месту, где тот вонзился в землю. Обнаружению заатмосферного пришельца часто помогают также выбрасываемые им комья земли, особенно по снегу, или же поднятое им в сухую погоду облако пыли, или, наконец, брызги и фонтаны воды на водных площадях. Но большая часть попадающих к нам таким образом космических материалов исчезает бесследно. И лишь редко-редко наткнувшийся на необычайный в поле камень или железо землепашец заинтересуется им настолько, что случай этот станет известным соответствующему специалисту.
Фотографический снимок конечной точки полета огненного шара, сделанный через несколько секунд после его потухания. Ширина головной части равна шести километрам
Но нужды науки в этой области знания растут; огромное количество проблем космогонии, геологии, петрографии, минералогии, геохимии, физики и других дисциплин упирается в основные метеоритные вопросы: о составе метеоритов, их сложении, об условиях их образования., о их судьбах в мировом пространстве. И каждый невзрачный метеоритный камешек, то почти белый, то серый, то черный внутри и, как правило, черный снаружи, каждый кусочек блестящего никелистого железа несет нам весть о физико-химической обстановке в других, далеких уголках нашей вселенной. Нет двух совершенно одинаковых метеоритов и даже нет двух совершенно одинаковых кусков их. Ученые не хотят мириться с потерей для науки этого вещества, и мы видим, что то на одном, то на другом материке появляются энтузиасты этого дела, которые заменяют самотек активным сбором метеоритов и изучением обстановки их падений.
Охотники за метеоритами в США
Свежие вести об одном таком случае принес нам февральский номер «Popular Science» (США), в котором рассказывается о поисках метеоритов путем фотографирования места их падения с аэроплана секретарем американской ассоциации любителей метеоритики Г. Г. Нинингером, энтузиастом в этой области знания. Мы приводим здесь эту заметку с незначительными изменениями.
Каменный метеорит «Пултуск», упавший 30/I 1868 г. в Польше в числе 100 тыс. других кусков
Над слабо населенной травянистой равниной юго-запада США реял самолет с несколько необычным пассажирским составом: это была партия охотников за метеоритами. Их оружием была специальная фотокамера, которой они заснимали определенные участки земли. Во главе этой группы стоял проф. Г. Г. Нинингер, посвятивший свою жизнь поискам и изучению метеоритов. В эту свою оригинальную экспедицию он проделал в общей сложности 3218 км над штатами Колорадо, Новая Мексика и Техас. Эта площадь была выбрана им потому, что она до сих пор еще почти не затронута сельскохозяйственной культурой; поэтому и метеоритные кратеры, которые могли быть образованы здесь крупными падающими метеоритами, подвергаясь лишь поверхностному выветриванию, имели бы все же много шансов для того, чтобы сохраниться.
В полдневный отдых группа буйволов, валяясь на одних и тех же местах, вытаптывает или выбивает себе округлые впадины. Они могут также воспользоваться и готовыми уже углублениями — низинками. С другой стороны, на месте бывших кратеров могут впоследствии образоваться небольшие озера. Те и другие могут, таким образом, маскировать метеоритные воронки. Поэтому Нинингером фотографировались как округлые лежбища буйволов, так равно и озерки с отметкой на карте их местонахождения. Кроме того, в штате Техас был совершен полет над известным уже здесь метеоритным кратером, с которого были сделаны снимки для сравнения.
К моменту своего возвращения домой в г. Денвер (штат Колорадо) Нинингер имел в своем распоряжении уже десятки снимков мест, осмотр которых он считал заслуживающим внимания. Теперь ему остается лишь исследовать на земле эти подозреваемые им метеоритные кратеры.
Нинингер является первым из ученых, осуществившим планомерные, систематические поиски метеоритов. В то время как другие довольствуются лишь находкой и исследованием тех образцов, падение которых наблюдалось, он в каждом штате США создал армию добровольных охотников за метеоритами. Он достиг этого чтением лекции на собраниях фермеров, демонстрацией им образцов метеоритов и покупкой любого из этих небесных гостей, которого вывернет из земли их плуг.
В то время как другие исследователи случайно приобретают два или три метеорита в год, Нинингер собирает их тысячи. Когда несколько лет тому назад близ Парагульда, в штате Арканзас, упал большой метеорит, Нинингер опросил сотни наблюдателей, которые обрисовали ему это потрясающее зрелище. Хотя все думали тогда, что виновником тревоги был лишь найденный во дворе фермы осколок каменного метеорита весом в 38,6 кг, Нинингер пришел к убеждению, что наградой искателям должен быть еще больший экземпляр. Ориентировав по карте направление, он посоветовал фермерам продолжить поиски на расстоянии нескольких миль от места находки осколка. И действительно, всего лишь в трех милях от этого места был найден зарывшимся на глубину 1,84 м каменный метеорит весом в 363 кг,— один из крупнейших в мире каменных метеоритов; в литературе он известен теперь под названием Парагульд.
Точно так же благодаря своим лекциям Нннингер нашел и другой каменный метеорит Гуготон, лишь немногим меньший первого. Дело было так. В конце беседы в Гуготоне (штат Канзас) Линч, ученик школы повышенного типа, заявил Нинингеру, что он с отцом выпахали в поле точно такой же камень, как и те образцы, которые находятся у лектора. «Он и сейчас еще лежит в поле,— сказал мальчик,— пойдемте, если хотите, посмотрим на него». Этот «булыжник» оказался осколком каменного метеорита весом в 6,8 кг, отколовшимся от еще большей массы. Произведя раскопки в том месте, где он был вывернут плутом, Нинингер обнаружил метеорит чудовищных размеров весом почти в 340 кг. (Как правило, каменные метеориты не достигают полутонны).
Теперь, поскольку для выполнения его планов к нему пришел на помощь аэроплан, Нинингер надеется на новые обильные находки метеоритов в местах, где их совершенно не подозревают.
Метеоритный кратер "Каньон Дъябло" в Аризоне; поперечник его до 1 1/4 км при глубине сейчас около 150 м.
Поиски метеоритов в СССР
Нужно отдать справедливость,— в деле широкого применения аэроплана для поисков метеоритных кратеров Нинингеру безусловно принадлежит пальма первенства. Но аэроплан при исследовании обстановки падения метеоритов (без аэрофотосъемки) использовался и у нас: Л. А. Кулик, заведующий метеоритным отделом Ломоносовского института Академии наук СССР, в 1930 г. пытался лететь на аэроплане на Подкаменную Тунгуску для аэрофотосъемки, а в 1933 г. летал из Сталинграда во Владимировский район за выпавшим у Репеева хутора прекрасным коническим железным метеоритом,— вторым железным метеоритом, упавшим в нашей стране на глазах очевидцев. Но более широкого применения аэроплана для систематических поисков метеоритов на бескрайних равнинах нашей огромной страны нужно ожидать в будущем.
Часть метеоритного дождя, выпавшего у Первомайского поселка 26 декабря 1936 г. Наибольший экземпляр весит 10,5 кг, наименьший 9 г.
Совершенно неправ автор приведенной выше заметки в том, что Нинингер является «первым из ученых, осуществившим планомерные систематические поиски метеоритов». Это дело гораздо раньше широко было поставлено в нашем Союзе тем же Л. А. Куликом. Начиная с 1918 г., он систематически стал создавать сеть корреспондентов метеоритного отдела Академии наук СССР. В 1921/922 гг. он в плановом порядке проверил имевшийся к тому времени ряд сведений и слухов о находках и наличии метеоритов в Сибири и собрал первые фундаментальные данные о Тунгусском метеорите. Эта работа была проведена им при непосредственном содействии покойного наркома просвещения А. В. Луначарского и дала почти сотню килограммов метеоритов от ряда падений и находок. К 1930 г. его сеть корреспондентов уже превышала тысячу человек. Это не только обеспечило планомерный сбор уже обнаруженных метеоритов и материалов по обстановке их падения (и вообще по болидам (Болид — огненный шаp, образующийся вокруг метеорита при его стремительном движении сквозь воздух)), но и дало возможность активных поисков тотчас же после пролета болида, сопровождаемого громовыми ударами. Прекрасным примером такой работы может служить следующий случай с так называемым Первомайским метеоритом.
26 декабря 1933 г. в Ивановской области наблюдался полет огненного шара, закончившийся мощными ударами. Через декаду в распоряжение Л. А. Кулика поступило три сообщения об этом явлении с указанием направления полета (по странам света). Примерная ориентировка указала для этого падения западную часть Ивановской области. Немедленно был совершен объезд этой площади по широкой окружности, радиусом в полсотни километров, причем опрашивались очевидцы-наблюдатели болида, а элементы пути его по небу устанавливались при помощи теодолита. Эта работа свела площадь падения к окрестностям с. Кузьминского, а повторный объезд радиусом в 5 км дал проекцию точки задержки болида в воздухе на околицу с. Иналова (в 2 км от с. Кузьминского). Эллипсис рассеяния был вычислен длиной в 5 км при 4 км ширины. Параллельно велась популяризационная работа среди населения. Она быстро дала результаты: группа охотников видела в снегу черный камень. Первый метеорит весом в 8 кг был найден у Первомайского поселка в границах намеченного эллипсиса рассеяния.
Но Л. А. Кулик считал, что самое наличие в обстановке падения огненного шара уже знаменует собой выпадение дождя метеоритов. Он возвратился в Академию наук с первой своей находкой, затем снова выехал на место падения и осуществил там сбор по снегу метеоритной пыли, а по сходе снега поставил на предвычисленной им площади падения планомерные поиски. Ему удалось увлечь за собой ближайшую школу, и в свободный день три сотни школьников организованной цепью обошли часть предполагаемой площади падения; в результате было найдено 14 отдельных экземпляров метеорита.
Этот случай является прекрасным примером того, каким мощным орудием в деле научного исследования является у нас участие общественности, в то время как там, у капиталистов, для этого используется чаще всего лишь звонкая монета.
Всего на этой площади падения было собрано 97 метеоритов общим весом около 50 кг.
Забота о планомерности и систематичности не только сбора, но и изучения метеоритов возложена теперь у нас Академией наук СССР на особую комиссию по метеоритам, а дело сбора метеоритов и научного их использования обеспечивается особым законом.
И все же почин Нинингера в деле применения аэроплана для обследования мест падения метеоритов и обнаружения метеоритных кратеров может и должен быть учтен и реализован и у нас. Первой ласточкой в этом отношении явится предполагаемая Академией наук СССР в 1936 г. аэрофотосъемка места падения громадного метеорита, упавшего в 1908 г. за рекой Подкаменной Тунгуской и обследованного Л. А. Куликом.
Но огромные пустыни и бесконечные просторы девственных степей СССР все еще ждут своих исследователей и разведчиков метеоритных кратеров.
Москва, 15 марта 1936 г