Кулик Л. А. Метеоритика в Академии наук за 15 лет
"Вестник АН СССР", 1932, №11, с. 67

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1932, № 11, с.67

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Метеоритика в Академии Наук

Минералогический институт (МИН)

Традиционно-мистическое отношение некоторых малокультурных слоев населения к падению метеоритов, обычно потрясающему наблюдателя своей мощностью и дающему повод к превратным суждениям об этом явлении, в свое время не встречало достаточного отпора со стороны специалистов. Это вызывалось отчасти склонностью некоторых специалистов, у нас и заграницей, в известной степени к агностицизму.

Так как агностицизм этот зависел в известной мере от недостатка фактического материала по метеоритике, накопление которого являлось делом случая, то Метеоритный отдел (детище революции) с первых же шагов своего существования стал бороться в недрах старой Академии Наук за новые установки в этом отношении. Вместо самотека он поставил систематический, планомерный сбор материала, касающегося метеоритов.

Огромная территория СССР открывает в этом отношении исключительные возможности.

Работа Метеоритного отдела проводится в следующих направлениях: популяризация среди населения данных о метеоритах; организация сети наблюдателей и инструктирование их; организация в Отделе рабочего аппарата по осуществлению связи с наблюдателями и регистрации поступающих сведений; обработка поступающего материала; установление и исследование мест падения метеоритов и сбор последних как в результате предварительных астрономических выкладок, так и по указаниям корреспондентов; сбор мирового метеоритного материала по литературным данным и коллекциям; изучение академической коллекции метеоритов и вообще метеоритов СССР; разрешение основных вопросов метеоритики, в том числе и вопроса о происхождении этих тел.

В соответствии со сказанным был организован выставочный зал в Минералогическом музее; развита широкая сеть корреспондентов, для которых издана специальная „ Инструкция для наблюдения отдельных метеоров, болидов и метеоритов"; создан и регулярно ведется, единственный в мире по своему замыслу, каталог болидов и сведений о метеоритах.

Астрономическая обработка поступающих сведений обычно производилась ленинградскими астрономами. К сожалению Отделу редко удавалось воспользоваться решением астрономических задач по наблюдавшимся падениям метеоритов. Причина — недостаток средств и индиферентное отношение старой Академии к делу планомерного обследования установленных мест падений метеоритов. Тем не менее, по целому ряду падений и находок Отдел собрал за 15 лет такое количество метеоритов, которого раньше Академия Наук не получала за многие десятилетия. Особенное значение имеют такие падения, как Саратовское 1918 г., Демина (Алтай) 1911 г., Брагин-Куцовка (БССР), Коссейр (Египет), Таборы-Очер 1889 г., Борискино 1930 г. и др., а также установление места падения кратерообразующего тунгусского метеорита, потребовавшее десятка лет работы и 5 лет экспедиций; открытие радиального обожженного бурелома и выяснение обстановки падения (сейсмические и воздушные волны, серебристые облака, ожог и пертурбации в центре бурелома) привлекают внимание всего мира и были предметом суждения астрономических конгрессов в Лейдене, Кэмбридже и CACШ.

Изучение литературы и сбор мирового материала по метеоритам положили начало ряду каталогов, ведущихся в порядке поступления новых данных. Учет метеоритов в коллекциях музеев СССР дал ряд каталогов по провинциальным и столичным коллекциям. Что касается запутанной в прошлом веке академической коллекции, то здесь выяснены основные элементы путаницы и выявлены потерянные литературой метеориты; это позволяет рассчитывать на возможность введения исторических метеоритов Академии Наук в мировые каталоги уже в 1933 г.

По вопросу о происхождении метеоритов Отделом разработана рабочая гипотеза, которая и ложится в основу его деятельности.

Отдел большое внимание уделяет антирелигиозной пропаганде, проводимой как в живом общении, так и в популярной и научной литературе

Л. А. Кулик