Мироведение 1921 т.10, №1, с.70-75
Разные заметки.
Гутовский метеорит 1885 г. — Не раз уже отмечавшееся мной обстоятельство (см. мою заметку о падении метеорита 27 февр. 1918 г. у г. Кашина. Природа № 4-6, 1919 г.), что очень много выпавших метеоров, даже в достаточно населенных местах, ускользают от регистрации их специальной литературой, в последнее время подтверждается особенно часто.
Так, за март и апрель текущего года Академией Наук получен целый ряд сведений о случаях падения метеоритов в различные годы, особенно — в Сибири.
Недавно, например, поступили весьма ценные указания на то, что в с. „Гутово", Ново-Николаевского уезда Томской губернии, у одного лица хранится упавший в сентябре 1885 года метеорит. По его словам, последний весит около 10 фунтов. Размеры метеорита 2х5 вершков, цвет бурый, почти черный с фиолетовым оттенком; поверхность оплавлена и местами покрыта ямками.
Картина падения такова: крестьянин вез из лесу дрова, как вдруг раздался оглушительный гул и что-то сильно засияло в воздухе, сломило две толстых березы и убило его лошадь. Метеорит углубился в землю; крестьянин сходил домой за лопатой и выкопал его. От этого крестьянина метеорит в конце 1920 г. попал к теперешнему владельцу его.
Все эти данные вполне достаточны для суждения о том, что в этом случае мы действительно имеем дело с метеоритом. Несмотря на протекшие со времени его падения 35 с лишним лет, вполне возможно, что опросом на месте будут получены более подробные сведения, лучше рисующие всю картину падения.
Шаги в этом направлении, а равно и меры к получению метеорита уже предприняты Академией Наук.
Петроград. 21 апреля 1921 г.
Леонид Кулик.
К падению метеорита в Саратовской губернии в сентябре 1918 года. —
Ряд полученных за последнее время через члена О-ва Б.В.Зайковского сведений от различных лиц рисует нам картину падения крупного метеорита в пределах, главным образом, Саратовской губернии. К сожалению отрывочные и сбивчивые данные не дают возможности точного установления даты и мест падения и подробностей этого явления. В общих же чертах oно рисуется, пока, в следующем виде. В сентябре 1918 года между 4 и 6 часами пополудни, в общем направлении с востока на запад, из-за Волги появился огненный шар ярко желтого цвета, расколовшийся впоследствии на несколько частей, выпавших осколками и крупными (30-40 пудов) глыбами в различных уездах Саратовской губернии. Называют три места падения. Явление сопровождалось появлением двух, долгодержавшихся в воздухе, полос белого дыма, а также несколькими сильными звуковыми ударами, напоминающими пушечные выстрелы. По-видимому, ни одна из выпавших частей метеорита не сохранилась в целости: население, по обыкновению, или варварски обкололо или же нацело раздробило эти громадные глыбы, разошедшиеся по рукам по всей Саратовской и смежным губерниям. Эти сведения слишком поздно дошли и до Российской Академии Наук и не дали ей возможности предпринять своевременно соответствующих шагов к подъему метеорита. По имеющимся сведениям, Академия, в связи с рядом других крупных падений в Сибири, озабочена снаряжением специальной метеоритной экспедиции для детального ознакомления со всеми обстоятельствами падения и для возможного еще сбора осколков у населения и остатков на местах падения метеорита.
Леонид Кулик.
Петроград 24/IV-21
Висконсинские (С.-Ам. Соед. Штаты) метеориты 4 июля 1917 г.—В увидевшем свет всего лишь в 10 экземплярах № 1—3 журнала «Природа» за 1919 г. В. О.(бручев), на стр. 149, цитирует появившуюся в Scient. Amеric. (13 oct. 1917) заметку о падении в 6 ч. 20 м. вечера 4 июля 1017 г. трех метеоритов в штате Висконсин. В виду того, что лица, интересующиеся вопросами „метеоритики", вряд ли смогут легко найти этот номер „Природы", который к тому же в целом перепечатываться не будет, иностранная же литература к нам пока еще попадает случайно, да и то слишком редко, я позволю себе привести здесь сообщение В.О. почти целиком.
Падений, как сказано выше, однако, без более точных данных об их взаимной связи и сопровождавших звуковых явлениях, наблюдалось три: два метеорита упали в Кольби, а третий — вблизи Корнель, в 57 милях от первого пункта. Падение сопровождалось громкими «взрывами», которые были слышны на много миль вокруг, а падение в Кольби, сверх того,—„струей дыма". „Взрывы" в Кольби вызвали дребезжание окон на большой площади, а в Афинах, на расстоянии 20 км. от Кольби, были приписаны взрыву котлов. Оба метеорита Кольби найдены: один весил 80 ф., а другой—200 ф. Метеорит в Корнель светился ярче, чем Солнце и, по рассказам, «чуть было не попал» в проезжавший автомобиль.
Не касаясь бытового колорита заметки, следует отметить интересные для нас: наличие у метеорита Кольби „струи дыма" и яркое свечение метеорита Корнель (Сравн. аналогичн. явление в следующей моей заметке). Однако, с другой стороны картина не достаточно ясна для того, чтобы судить, имеем ли мы дело с тремя одновременно следовавшими метеоритами, может быть даже обособившимися в пределах земной атмосферы, но в том участке траектории, где скорость их полета была еще космической, или же это,—осколки одного метеорита, распавшегося на достаточной высоте, но уже после своего отделения от головной воздушной волны. Наличие не взрыва, а взрывов, нужно думать—по числу тел, терявших свою космическую скорость и самостоятельно отделившихся от головной воздушной волны, указывает, как будто бы на первое, т.е. на то, что все упавшие метеориты (или части одного метеорита) следовали с космической скоростью. На индивидуальность же каждой из двух групп падений (Кольби и Корнель), а следовательно и на возможность падения нескольких отдельных метеоритов, может быть указывают сопровождавшие их различные явления: в первом случае констатирована струя дыма, а во втором—(более позднем?), очень яркое свечение.
С получением иностранных изданий за последние года, мы вместе с тем получим вероятно и ответы на все-эти вопросы или же, по всяком случае,— более подробные данные, дающие возможность лучше разобраться в этом явлении.
Леонид Кулик,
Петроград, 19 апреля, 1921 г.
Метеорит или болид 27 ноября 1920 г. в окрестностях Петропавловска? В декабре 1920 г. в г. Томске распространился слух о том, что где-то около Петропавловска упал на землю колоссальный метеорит размерами с целый дом; некоторые договаривались даже до размеров горы и ставили это падение в связь со смещением земной оси. Вопрос обсуждался также и в заседании физико-математического факультета Томского университета, при чем решено было срочно командировать для выяснения обстановки падения преподавателя кафедры астрономии Г. А. Шейна. Подробные результаты произведенных им исследований появятся вероятно в ближайших трудах Томского университета; предварительные же данные Г. А. Шейн изложил в нижеприводимой записке, переданной им мне:
„27 ноября н. с. 1920 г., около 7 часов вечера жители г. Петропавловска и его окрестностей были встревожены полетом яркого тела по небу сопровождавшимся сильными звуковыми раскатами. Местный уездный исполком, полагая, что взорван Ишимский мост, находящийся в нескольких верстах от города, послал воинский отряд на мост. Слухи об этом явлении быстро распространились повсюду, приняв самые фантастические размеры.
В Петропавловске и в Петропавловском и Ишимском уездах было опрошено несколько десятков очевидцев. Показания их несколько расходятся, но все же можно восстановить общую картину явления: 1) явление полета метеорита или болида имело место 27 ноября около 7 часов вечера; 2) размер головы—около 1/2 лунного диаметра; 3) освещение стало совсем как днем; 4) во время полета от головы отделялись искры; 5) траектория—зигзагообразного вида, широкая в начале и суживающаяся в конце; 6) в конце траектории тело как бы окончательно рассыпалось (показание большинства очевидцев); 7) след—около 5 минут; 8) сильный звук как из тяжелого орудия спустя несколько времени (2—3 минуты в Петропавловске); 9) направление полета—с юго-востока на северо-запад.
На местах, по показанию очевидцев, были сделаны кое-какие измерения теодолитом (в Петропавловске, в с. Бльш. и Мал. Малышкином, на хуторе Введенском и др. местах) и, таким образом, была приблизительно восстановлена орбита. По показаниям жителей уезда можно судить, что ими был слышен даже свист и шипение при полете.
Приблизительная орбита:
=0.742
Была вычислена также высота возгорания и угасания, но данные—весьма неточны. Отсюда—и скорость сомнительна. По освобождении от притяжения земли, скорость получается гиперболическая (около 50 км. в секунду), но этот результат весьма ненадежен. Окончательно сказать, метеорит это или болид, не представляется возможным.
Искать осколки в декабре 1920 г. было безнадежно вследствие того, что выпали глубокие снега. Если и упали на землю отдельные осколки метеорита, то их следует искать в Ишимском уезде в 40—50 верстах к сев.-зап. от Петропавловска.
Трудно допустить во всей этой картине наличие болида: и характер полета, и звуковые явления, и показания очевидцев, если им верить, о том, что метеорит в конце полета „окончательно рассыпался", — все это говорит отнюдь не в пользу болида. Не следует упускать из виду и того обстоятельства, что, при сквозном прохождении чрез атмосферу всего тела, с космической скоростью звука „громового удара", „орудийного выстрела", „взрыва" и т. п. не могло быть слышно в силу невозможности в таком случае отделения от болида головной воздушной волны. Между тем один „взрыв" был слышен. Этот звук не мог быть произведен одним осколком, отделившимся от главной массы „болида", т. к. это противоречит свидетельским показаниям о том, что тело рассыпалось, т.е. осколков, следовательно, было несколько; в последнем случае и „взрывов" слышно было бы несколько, соответственно числу этих осколков, если допустить, что все они отщепились до потери телом своей первоначальной скорости, как это имело, например, место в штате Висконсин 4/VII 17, (см. выше).
Отсюда следует вполне правдоподобный вывод о том, что тело „рассыпалось" после потери своей космической скорости и отделении от него головной воздушной волны, обусловившей звук, подобный «взрыву». Что же касается до звуковых явлений при „рассыпании", то обычно они настолько слабы и так маскируются более мощными (гулкими) звуками полета тела в стадии космической скорости, что бывают слышны лишь в ближайших к месту этого явления районах и не всегда замечаются наблюдателями в общей серии звуков. Звук же при соприкосновении с землей обыкновенно слаб и никогда не квалифицируется как „взрыв". Таким образом нужно ожидать, что в данном случае мы имеем дело не с болидом а с метеоритом, упавшим на землю несколькими осколками, имевшими незначительную скорость, а так как дело было зимой, то осколки эти сильно углубиться в землю не могли. Кроме того сильное свечение метеорита, отделение им искр и продолжительное (5 минут), свечение следа указывают на то, что метеорит этот не чисто каменный, a по всей вероятности богатый железом и его соединениями, за счет которых и происходит преимущественно оплавление поверхности метеорита при его полете и земной атмосфере. Все это в значительной степени увеличивает возможность розыска осколков с наступлением теплого времени года.
Литература:
1) AН. Чернышев. Несколько слов о метеорите, выпавшем 21 июля 1883 г. в Саратовской губ. Зап. С.-НБ. Мин. Об-ва; 2 я сер., часть 18, СПБ 1883 г. стр. 205.
2) О. О. Баклунд. Метеориты и новое падение в Богуславке. Ж. Природа, февраль, 1917 г.
3) Scient. Americ. 13 oct. 1917 г.
Леонид Кулик
Затерянный Филимоновский метеорит 1908 г.—Тысячи (О. О. Баклунд. Метеориты и новое падение в Богуславке. Ж. Природа, февраль, 1917 г.) метеоритов падают ежегодно на землю, миллионы их пошли в круговорот вещества земной коры, но лишь сотни наблюдались при падении и были подняты, и только единицам выпала счастливая доля быть всесторонне описанными и изученными и дать человечеству некоторый материал дли суждения об их происхождении. Я уже указывал в журнале „Природа" (Л.А.Кулик, Падение метеорита 27 (14) февраля 1918 г. у г. Кашина, ж. Природа, 1919 г., №4-6 апрель – июнь, стр. 272) на причины этого явления и мне кажется настоятельно необходимым сделать все возможное для правильной и планомерной организации дела сбора метеоритов и изучения этого уголка жизни вселенной.
Исследование метеоритов не сосредоточено у нас в одних руках: ими занимаются и любители-коллекционеры и присяжные ученые, к тому же различных специальностей; в России нет специального учреждения, которое имело бы своей задачей всестороннее изучение метеоритов, их состава и обстановки их появления на земле, дающих ключ к суждению об их происхождении, путях и жизни их в мировом пространстве. В большинстве случаев поднятые метеориты поступали в высшие учебные и ученые учреждения и в руки отдельных специалистов; там они или просто украшали собой витрины или, если исследовались, то нередко односторонне, в зависимости от интереса или подготовки того или иного ученого, не всегда имевшего досуг или склонность, а главное—средства и возможности для всестороннего обследования обстоятельств падения и установления физико-астрономических данных падения, а иногда и физической структура и химического состава этих тел. Анализ многих метеоритов не сделан до сих пор, что же касается вообще до сведений о них, то таковые рассеяны в самых разнообразных по характеру литературных изданиях, до отрывного календаря включительно, что конечно лишает возможности своевременного осведомления заинтересованных лиц и учреждений.
Один такой случай я хочу привести здесь: ниже я дословно воспроизвожу заметку, помещенную на обратной стороне листка маленького стенного отрывного календари изд. Отто Кирхнер СПБ; от 2 (15) июня (среда) 1910 г. „В половине июня 1908 г. в Томске около 8 часов утра в нескольких саженях от полотна ж. д., близ разъезда „Филимоново", не доезжая 11 верст до Канска, по рассказам, упал огромный метеорит. Падение его сопровождалось страшным гулом и оглушительным ударом, который будто бы был слышен на расстоянии более 40 верст по прямой линии. Подходивший во время падения метеорита к разъезду поезд настолько был поражен необычайным гулом, что был остановлен машинистом, и публика хлынула к месту падения далекого странника. Но осмотреть ей метеорит ближе не удалось, т.к. он был раскален. Впоследствии, когда он уже остыл, его осмотрели разные лица с разъезда и проезжавшие по дороге инженеры и, вероятно, окапывали его. По рассказам этих лиц, метеорит почти весь врезался в землю, — торчит лишь его верхушка, он представляет каменную массу беловатого цвета, достигающую величины, будто бы 6 кубических сажен" (Размеры, конечно, могут быть и преувеличены, и это вполне естественно. В Петропавловске (Сибирь), например, 27 дек. 20 г. наблюдался заурядный полет метеорита, а в Томске, через месяц, с убеждением уже говорили об упавшем камне «куда больше дома», а некоторые договаривались и до «небольшой горы».). Живое описание в этой заметке вполне естественной обстановки падения метеорита, ссылка на даты и точное указание местности, - все это вряд ли может быть сочтено за плод досужей фантазии ловкого рекламиста-коммерсанта и возбудить подозрение в мистификации. Между тем в специальной литературе, да и вообще—нигде больше сведений об этом падении мной не встречено, а все розыски в этом направлении, как в различных Lеhr-und Handbuch-ax, так и у специалистов, положительных результатов пока не дали. В высшей степени, конечно, желательна поверка этого сообщения на месте, что по всей вероятности будет сделано в ближайшем будущем Российской. Академией Наук, в руках которой, согласно традиции, должно быть преимущественно сосредоточено все дело сбора и изучения русских метеоритов. В заключение пользуюсь случаем обратиться к читателям „Мироведения" с просьбой об осведомлении меня обо всем, что касается метеоритов и их падения, адресуя письма на мое имя. Петроград, 20/IV, 1921 г. Леонид Кулик.