...Надо вполне определенно заявить, что появление ПРОБЛЕМНОГО мотива в тунгусской теме впервые возникло, как теперь видится, из оппозиции "естественное - искусственное". Именно такая фиксация позволила осознать, что ни у защитников официальной версии, ни у "романтиков" нет адекватных средств однозначно доказать свои умопостроения и подтвердить гипотезы. Раздражающая заноза искусственности заставляла традиционалистов постоянно искать способы спасения своих устоявшихся представлений о картине мира и понятии научности. А отсутствие реальных успехов на этом пути лишь раззадоривало их оппонентов. Конечно, и "естественники" и "искусственники" сами по себе были совершенно уверены, что только их подход единственно правильный, и необходимо еще чуть поднажать, чтобы все было расставлено по своим местам. Увы, эти чаяния не оправдались. И сегодня мы вынуждены признать, что не продвинулись в этом направлении сколько-нибудь значительно...
Мы не знаем ни что это такое, ни то, каким образом это можно узнать.
...Парадоксальный контекст представляет собой выделение "болевых точек" Тунгусской проблемы, очерчивает "симптоматику неблагополучности" поля наших представлений в этой области. Эти точки приковывают к себе пристальное внимание, маркируют места, где необходимо приложение специальных усилий, требующихся не только для снятия парадоксальности, но и для осознания взаимообусловленности выделенных парадоксов. А последнее, в свою очередь, побуждает к выработке комплексных, скоординированных между собой проектов и программ дальнейших исследований. И лишний раз предостерегает от облегченного, поверхностного отношения к теме. Выхватывание из очерченного контекста отдельных частных проблем (либо их блоков) объявление их "существенными" и "определяющими", при игнорировании под тем или иным предлогом всего прочего, чревато повторением по циклу уже пройденных путей, не раз заводивших исследователей в тупик. А тенденция "методологического сепаратизма" все ярче проступает на фоне экспансии "рыночной психологии".
Резюмируем основные положения статьи.
1. Довоенный период тунгусских исследований не нес проблемного содержания.
2. Впервые проблемный мотив возникает из сопоставления понятий "естественное" и "искусственное".
3. Рамочная проблема лежит в онтологической плоскости и носит мировоззренческий характер.
4. Критерием проблемности является утверждение: "я не знаю ни что это такое, ни как это узнать".
5. Базовая методологическая проблема Тунгусского метеорита, поставленная в конце 50-х годов, не решена до сих пор.
6. Усилия исследователей сосредоточены на решении частных проблем, фиксируемых концентратом парадоксов.
7. Осознание принципиальности основной оппозиции "естественное - искусственное" выводит Тунгусскую проблему в более широкий, общенаучный и общекультурный контекст проблемности.
8. Четко очерченное поле парадоксальности требует безотлагательного выявления степени сопряженности парадоксов между собой и разработки комплексных и скоординированных проектов и программ дальнейших исследований.