А уповать можно было и на Господа Бога. Многие в КСЭ так и сделали, когда настали критические времена. Пример показал Вильгельм Генрихович Фаст. Выросший в среде менонитов, он решительно порвал с религией ещё в молодости. Родственники осаждали его, пытаясь вернуть «в лоно…». НВ саркастически посмеивался, рассказывая об этом. Мысль, веселившая его, состояла в том, что новоиспечённый атеист был таким же упрямым в своих убеждениях, как и сами менониты – религиозные фанатики воспитали фанатичного атеиста. Они друг друга стоили… И вдруг Фаст идёт в церковь, терпит гонения за веру и с тем же менонитским упорством борется уже за чистоту православия. За ним и другие уходят из КСЭ в православную церковь. Но это уже другая история…
А что же НВ? Это трудный вопрос, я не берусь до конца на него ответить. Фанатизм был ему смешон, но религиозность нет. Он с большим пиететом говорил о том, что академик Иван Павлов был глубоко религиозным человеком. Рассказывая о похоронах Кирилла Павловича Флоренского (одного из первых послевоенных исследователей «Тунгусского Метеорита», сына Павла Флоренского) он говорил с некоторым удивлением и восхищением о том, что покойника отпевали в церкви, при свечах и в присутствии многих видных учёных. Академикам-атеистам приходилось участвовать в религиозном действе (тонкая усмешка НВ). Мы были молоды, неопытны и нахальны. Что нам Флоренский!? Но сам факт отпевания… ха-ха… бедные академики… так я воспринял эту историю. Я, но не НВ.
«И вот наступило то самое время иных измерений». В 80-х КСЭ, вслед за Фастом, пошло искать бога. Автор этих строк был одним из богоискателей. «Новый завет» восхитителен и не содержит ничего антинаучного. Я его прочёл, пришёл в восторг и стал всем советовать прочесть. Крестился, но на большее меня не хватало. НВ отреагировал на это религиозное движение сожалением по поводу потери времени и работников в КСЭ. Срывалась одна из последних больших программ – «Лес». Руководитель, Николай Абрамов, ушёл в церковь, стал петь в церковном хоре и перестал сочинять и петь мирское. Это была крупная потеря.
Я как-то поделился своими религиозными исканиями с НВ. Реакция была весьма саркастической: «Неужели ты, Воробьёв, с твоим-то образованием, умом и кругозором полагаешь… Да ты учёный или нет!?». НВ вообще немного напоминал киноартиста Тихонова, и в этот момент он весьма походил на Штирлица с его тирадой к Мюллеру: «Неужели вы думаете, что я буду возиться с рацией… с моим-то опытом работы в СД…». Иметь образование, ум и кругозор было лестно, но разговор не состоялся. Я понял так, что религия НВ – это наука, а в науке – Проблема ТМ, а в Проблеме – Внеземной Разум, который всё это нам устроил.
И в самом деле! Куда податься учёному, верующему в человеческий разум и в науку как в церковь разума? Окружающая действительность даёт так же мало оснований для веры в человеческий разум, как и для веры в бога – творца Вселенной. Верующим нужно подкрепление – чудо. Для верующего в Бога-творца чудо – это сверхъестественное ЯВЛЕНИЕ, для верующего в Разум – проявление Внеземного Разума, т.е. КОНТАКТ. С такой установкой путь в церковь для НВ был закрыт, он не мог быть наивным христианином. У него другой путь к Богу. И кажется мне, что его путь не хуже…
Когда-то давно НВ высказывал пожелание, чтобы после его смерти тело сожгли, а пепел развеяли по Южному Болоту. Всерьёз это как-то не воспринималось, мы ведь были бессмертны… Теперь-то ясно, что всё было всерьёз, но умереть НВ на Южном Болоте ни Бог, ни Высший Разум не даровали… А мы?..