ЭКИПАЖИ УФО - ПОКАЗАНИЯ ОЧЕВИДЦА

А вы хоть раз                               
                испытывали, братцы,
Что значит                                    
               очевидцем быть самим? 
                                    Д. Дёмин

 ЭКИПАЖИ УФО - ПОКАЗАНИЯ ОЧЕВИДЦА

     В сборнике стихов «Мир проходящему» напечатано стихотворение Дмит­рия Дёмина «Экипажи УФО».
    Даже многим его друзьям оно кажется странным или «странноватым». Пожалуй, во всем сборнике это самое сложное, «модернистское» произведение. «Сторонние читатели» только пожимают плечами - непонятно, претенциозно... Может быть, такой юмор? Но над чем тут смеяться? «Набор случайных слов, это не стихи», - пренебрежительно-высокомерно оценил это маленькое стихотворение (два четверостишия) молодой историк Новосибирского университета, любитель «нормальной поэзии», труженик нормальной науки. Пока ещё мало известно разделение науки на две части - нормальную и горизонтную. Первый термин ввел Томас Кун (его всемирно известная книга «Структура научных революций» - теперь уже классика науковедения). Автор второго термина неизвестен. Возможно, одним из первых его использовал Владимир Рубцов, кандидат философских наук, участвовавший в постановке научно-популярного кинофильма Киевской киностудии «Семь шагов за Горизонт». Конечно, название фильма-это метафора. Наука у Горизонта знания, на Горизонте знания, за Горизонтом знания - эти проблемы интересовали Дмитрия Дёмина и некоторых его друзей не только в часы отдыха от «нормальных исследований». Работая в основном на территории нормальной науки, Дёмин пристально следил за развитием событий на научном Горизонте и сделал серьезный, пока не оцененный вклад в наведение мостов над пропастью, разделяющей до сих пор эти виртуальные страны. Вместе с автором настоящей статьи в конце 70-х гг. он написал популярный очерк «Там, за горизонтом», где была сделана попытка рассказать о проблемах Горизонта науки широкому кругу студентов и ученых, опираясь на собственный опыт работы в этой области. Поскольку в те годы такая статья не могла появиться без положительной рецензии авторитетов нормальной науки, некоторые факты, а также намерения авторов кое-где излагались эзоповым языком. Ведь было время, когда термин НЛО (неопознанный летающий объект, по-английски - УФО) Главлит не рекомендовал использовать даже в научной фантастике, как лженаучный. Несмотря на ухищрения авторов (Дмитрий Дёмин и Виктор Журавлев) статью напечатать тогда не удалось. Спустя десяток лет казалось, что она может представить некоторый интерес лишь для историков науки.
Впрочем, уже примерно за месяц до смерти Дмитрий спорил со мной, приводя разные неожиданные доводы за то, что после небольшой переработки статья могла бы представлять интерес для научной общественности и в конце XX века. По предложению Дёмина (в нем всегда вместе с исследователем жил и поэт), статья сопровождалась неопределенно-загадочным эпиграфом -строчками известной тогда эстрадной песенки «Там, за горизонтом».
    Проблема Тунгусского метеорита, которой отдали оба автора лучшую часть своей жизни, также не исключала подходов с позиций горизонтной науки. Хотя существование космических цивилизаций не отвергалось при философс­ком анализе проблем Большого Космоса, рассматривать с точки зрения возмож­ной катастрофы объекта инопланетной техники реальные следы Тунгусского космического тела, превратившегося в газы и пыль, считалось нереспектабель­ным. Тем интереснее было разрабатывать конкретные научные методы декоди­рования этих следов через полвека после события и пытаться завлечь в эту дея­тельность талантливую научную молодежь.
    На фоне таких вот декораций и был написан иронически-многозначительный текст «Экипажи УФО». Дёмин вручил его и реалистическое уфологическое стихотворение «Этюд» некоторым своим друзьям как подарки ко дню рождения. Стихи легко могли затеряться, но друзья сумели сохранить их в хаосе житейских будней.
    В самом конце своей жизни, в 1996 г., Дмитрий Дёмин сумел родившееся у него поэтическое прозрение картины бушующего пламени плазменных струй, вырывающихся из жерла иноземного космического аппарата, преобразовать в научный расчет. Разработанный им комплекс компьютерных программ выявил в каталоге вывала леса — главного следа Тунгусской катастрофы, регулярные лучи, валившие деревья до основного взрыва. За 20 дней до смерти он продиктовал тезисы статьи, в которой схематично описывал эскиз многоструйного инопланетного аппарата, жерла которого были источниками «лучистой ударной волны», описанной в 1949 г. Е.Л. Криновым по личным наблюдениям вывала и впечатлениям Л.А. Кулика.