Перед вами очередной сборник стихов Виктора Черникова, Его творчество неразрывно связано с Тунгуской, Тунгусским метеоритом и КСЭ. Последнее следует расшифровать для непосвященных. КСЭ — это Комплексная Самодеятельная Экспедиция по изучению проблемы Тунгусского метеорита. Образовалась она в далеком 1959 году и существует без особых изменений до настоящего времени. Бывшие юные участники стали дедами и пенсионерами. Их дополнили более молодые, включая сыновей, дочерей, а иногда и внуков. (По крайней мере, в прошлом — 2005 году — на Тунгуске помимо Виктора были двое его сыновей).
Многие называют КСЭ научно-исследовательским институтом на общественных началах.
За это время участники работ по Тунгусскому метеориту опубликовали более двух десятков научных тематических сборников и около десятка книг, ему посвященных, не считая массы популярных и научных статей в журналах. Спасены для науки исчезающие следы небывалой в истории человечества космической катастрофы. Составлены каталоги и карты, собраны сообщения очевидцев, найдены удивительные следы события в научных архивах... В ходе этой многолетней работы возник необычный коллектив добровольных исследователей, братство единомышленников, стремящихся жить по совести...
А еще — песни. Частью — те, которые поют все, а в большинстве — свои, доморощенные, сочиненные поэтами самодеятельной экспедиции. Не оскудела земля российская талантами! Песни, сочиненные Дмитрием Деминым, Геннадием Карпуниным, Владимиром Воробьевым, Ольгой Блиновой и другими, порой безымянными авторами. В этом хоре неповторимы стихи, сочиненные, положенные на музыку и спетые под гитару самим Виктором Черниковым. Здесь и сугубо экспедиционные, и лирические, а иногда и остро политические. Перефразируя Маяковского, «КСЭ и Черников — близнецы-братья, кто более матушке Истории ценен?..» В стихах и песнях Виктора сжато, в концентрированном виде сгруппировано то, что мы ценим в КСЭ. Его первый сборник («Старый шарманщик») стал событием для коллег по работе в Вычислительном центре Новосибирского Академгородка; раздел в коллективном сборнике стихов КСЭ — «Синильга» принес ему известность в пределах страны, и вот друзья с радостью встречают новый сборник Виктора, в который включены песни и стихи, связан-ные с Тунгуской. Многие его творения, темой которых стали иные грани его судьбы, другие жизненные впечатления, ждут встречи с читателями в следующей книге. Надеемся, что она появится скоро.
В настоящем сборнике Виктор Черников выступает как летописец КСЭ, но летописец особенный. Его стихи передают читателю дух и стихию «бредовых этих экспедиций», как с веселой иронией назвал их его друг Геннадий Карпунин — то, что невозможно передать в мемуарах. Но отталкиваясь от конкретных эпизодов, образов друзей и спутников по Тунгусским маршрутам, незабываемых картин эвенкийской тайги, песни и стихи Виктора часто вырастают в образы и обобщения, затрагивающие чувства и мечты и тех людей, которые никогда не бывали на Тунгуске. Сердечная лирика и тоска по уходящей молодости, память об ушедших из жизни друзьях, тяга к счастливому единению с дикой природой, несбывшееся счастье и вера в непобедимость красоты и добра — эти мотивы поэзии Виктора Черникова делают его не только поэтом узкого круга «научных фанатов», а просто — хорошим, ярким, современным поэтом.
Я плачу, когда на закат,
В края безысходной печали,
Ты, время, уносишь ребят,
С которыми вместе шагали,А мы еще рвемся вперед,
И вехами путь наш отмечен,
Но время нас ядрами бьет,
И скоро дойдет до картечи...«Баллада о времени»
Большинство стихов Виктора Черникова, типичного барда XX века, создавались как песни, под звон гитары. Напечатанные в книге, они читаются как просто стихи — и это иногда мешает их правильному восприятию. Но талант поэта часто преодолевает эту грань и даже в напечатанном виде вдруг явно слышится музыка, единственно возможный мотив, сопровождающий слова:
Храни, Заповедник, таежный народ,
Пою его в каждой строке -
И тех, кто летает, и тех, кто плывет,
И тех, кто бредет по тайге...
Другой пример:
Разбитые надежды,
Ушедшие года,
И то, что было прежде,
Не будет никогда...
Мотивы, характерные для В. Черникова,— восторг перед миром природы и перед миром чистой, бескорыстной любви. Но поэт осваивает и другие, часто казалось бы неожиданные для него темы. Вот, например, оригинальный сплав истории, фантастики и иронии в блестящем «отрывке из ненаписанной поэмы». Он сводит вместе — удивительно достоверно —исторических персонажей (Кулик, Цандер) с героями фантастического романа «Аэлита» (Лось, Гусев) и один из них неожиданно появляется — очень правдоподобно! — в нашем времени. Удивительный эксперимент!
Другая тема, выраженная с острой болью, тревогой, пророческим предчувствием — тема грядущих катастроф, грозящих беспечному человечеству, занятому сведению счетов на освоенной и будто бы надежной планете.
А мы изучали явленье,
Да только понять не могли,
Что было нам предупрежденье
О скорой кончине Земли.«Комета»
Или:
Антициклон — Ты наделаешь бед,
Антициклон — Обнаженные русла речные,
Антициклон — Над тайгою багряный рассвет,
Это стон, это бред, Это гибнет моя Эвенкия.«Антициклон»
"Но есть еще надежда!" — слышим мы в другой песне. Потому что — и это не легенда, а правда наших дней;
Ох, ребята, неужели мы забыли,
Как тайга нас подымала на крыло?
История полна неожиданностей. Проблема Тунгусского метеорита оказалась важной не столько для науки. Академическая наука всегда ее недолюбливала и как могла сторонилась. Эта проблема стала полигоном рождения и закалки нового поколения.
И вот наступает естественный срок — наше поколение постепенно уходит из жизни. Новое время — новые песни. И гитара Виктора Черникова обращается к нашей смене;
Гори, гори во мраке пламя.
Когда придет прощанья час!
Спасибо тем, кто нынче с нами,
Спасибо тем, кто сменит нас!
Дойдет ли его песня до нового поколения? С экранов телевизоров звучат совсем иные мотивы. Мы уверены, что этот текст дойдет — ведь он выбит в металле на мемориальной доске академика Николая Васильева, шестидесятника, лидера КСЭ, в городе Томске, где начиналась эпопея добровольцев Тунгусской проблемы.
Плеханов Г. Ф., Командор КСЭ
Журавлев В. К., участник КСЭ