Н. Васильев, Тунгусская катастрофа: исследование продолжается
"Молодой ленинец", 27 февраля – 5 марта 1989 г.

ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ «ПОИСК»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК «МОЛОДОГО ЛЕНИНЦА» №2

Тунгусская катастрофа: исследование продолжается

Н. Васильев, академик АМН СССР: заместитель председателя Комиссии по метеоритам и космической пыли

ПРОБЛЕМА Тунгусского метеорита принадлежит к числу наиболее интересных и, я бы сказал, наиболее загадочных комплексных научных проблем нашего столетия. О Тунгусском метеорите написано очень много и вполне объективно, хотя на страницы прессы иногда проскальзывает информация, основанная на недостаточно глубоком знании проблемы и ориентированная более на сенсационные версии, чем на существо вопроса.

Тунгусский метеорит — очень крупного масштаба космический феномен, который имел место более 80 лет назад на междуречьи Подкаменной и Нижней Тунгуски, недалеко от фактории Ванавара, сейчас крупного районного центра (Красноярский край). Событие это в ряду других космических событий, связанных с падением метеоритов, выделяется несколькими особенностями.

Первая особенность — это очень большой его масштаб: тротиловый эквивалент взрыва составлял от 10 до 40 мегатонн (2000 хиросимских бомб, взорванных одномоментно). Во-вторых, взрыв произошел не на поверхности земли, а на высоте порядка 5,5—6 километров.

Достоверно известно, что взрыву предшествовал пролет космического объекта, напоминавшего собой крупный дневной болид. Объект этот наблюдался на очень большой территории Центральной Сибири (радиус световых явлений составлял 500—700 километров). Пролет закончился мощным взрывом над сибирской тайгой, причем был разрушен лесной массив площадью 2.150 квадратных километров. Взрывная волна вызвала сейсм, зарегистрированный рядом сейсмостанций далеко за пределами Сибири, в том числе вблизи Берлина и в Средней Азии.

Необходимо подчеркнуть, что объект такого класса (масса Тунгусского метеорита оценивается примерно в 100 тысяч тонн) должен был бы пробить воздушную оболочку Земли, врезаться в ее поверхность и вызвать образование кратера. Ничего подобного в данном случае не произошло.

В-третьих, есть серьезные основания предполагать, что какой-то фрагмент тела после взрыва продолжал существовать, потому что анализ зон разрушений, вызванных Тунгусской катастрофой, выявил восходящую ветвь траектории Тунгусского метеорита. Обстоятельство само по себе неожиданное и необычное.

В-четвертых, несмотря на самые интенсивные поиски вещества Тунгусского метеорита, не найдено ничего, что можно было бы достоверно связать именно с Тунгусским метеоритом. Неоднократные сообщения об обнаружении вещества Тунгусского метеорита (их было до десятка за последние 30 лет) кончались одним и тем же: найденное «нечто» хотя и оказывалось космическим .веществом, но, как правило, представляло собой фоновые метеорные выпадения, которых, вообще говоря, достаточно много в любой точке земной поверхности.

И, наконец, еще одна особенность, которая резко выделяет падение Тунгусского метеорита из всех остальных — это комплексность явления. Состоит она в том, что наряду со взрывом в бассейне Подкаменной Тунгуски имела место еще целая серия геофизических эффектов. Совпавшая во времени с Тунгусским взрывом мощная магнитная буря. Отсутствие на протяжении трех суток после взрыва ночи на огромной территории Западной Сибири, Средней Азии, европейской территории России и Западной Европы. Нарушение прозрачности атмосферы. К этому нужно добавить еще и ряд эффектов, которые прослеживаются до настоящего времени. О них в широкой печати известно меньше. Речь идет в данном случае о нарушениях генетического фона организмов. Этот эффект был обнаружен лет пятнадцать назад. Он локален, максимум его приходится на эпицентр взрыва и зону проекции траектории. Мощность эффекта весьма велика.

Собранный о Тунгусском метеорите фактический материал объемен и многообразен. Только начиная с 1958 года в районе катастрофы работало свыше 30 экспедиций.

Описательная сторона Тунгусского феномена сейчас для нас более-менее ясна, по крайней мере, по многим параметрам. Но остается самый главный, принципиальный вопрос — чем же являлось Тунгусское космическое тело? Что это такое было?

СЕЙЧАС нет уже, вероятно, человека, который бы настаивал на том, что это был метеорит в классическом его понимании. Сегодня существуют две основные альтернативные точки зрения. Одна из них, которой придерживается большинство научной общественности, состоит в том, что это было разрушение в атмосфере Земли кометного ядра. Событие очень редкое, и, по счастью, единственное за историю человечества. Если бы взрыв произошел на 4 часа позднее, то в эпицентре событий оказался бы Петербург. И число жертв трудно было бы себе представить!

Вторая точка зрения состоит в том, что это был неземной техногенный объект. Однозначных доказательств в пользу этой версии пока нет, и здесь работает скорее логика от противного. Но данную точку зрения не нужно рассматривать и как чисто фантастическую, ее поддерживают определенные круги научных работников, хотя она и выглядит достаточно экзотично.

Проблема Тунгусского метеорита имеет большой резонанс во всем мире. Совершенно очевидно, что повторение подобного эпизода в нашу эпоху почти автоматически привело бы к неспровоцированной ядерной войне. Дело в том, что Тунгусская катастрофа по своим параметрам очень напоминает ядерный взрыв, и если нечто подобное взорвалось бы сейчас на территории Советского Союза или Соединенных Штатов, это могло бы вызвать немедленные ответные меры в адрес предполагаемого противника. Тем более, если бы дело было поставлено на автоматику! Например, в рамках системы СОИ.

В ИЗУЧЕНИИ Тунгусского метеорита последнее слово далеко еще не сказано, проблема нуждается в дальнейшем тщательном и многостороннем исследовании. И здесь начинается целый ряд организационных трудностей, которые, честно говоря, за 30 лет так и не были преодолены.

Главная из них состоит в том, что не понятно, по какому научному «департаменту» должна проходить эта по существу своему междисциплинарная проблема.

Что такое метеорит в классическом смысле? Несколько упрощая, это кусок или никелистого железа, или каких-то силикатных материалов, который подлежит изучению различными способами — минералогическими, физическими, химическими. Здесь же нет объекта самого изучения — метеорита.

Иногда говорят, что феномен Тунгусского метеорита должен проходить по «департаменту» физики больших взрывов. Доля правды в этом есть, но ведь кроме физики больших взрывов, в проблеме имеется целый ряд и других аспектов. Налицо, например, сугубо геофизические аспекты, относящиеся к характеристике магнитной бури, оптических аномалий. Нельзя забывать и про крупномасштабные биологические эффекты, которые явно выходят за пределы сферы компетенции физиков.

Между тем, история науки показывает, что если проблема попадает в разряд междисциплинарных, ее, как правило, ждет тяжелая жизнь. Здесь же это еще осложняется тем, что изучение проблемы Тунгусского метеорита не дает непосредственного выхода в производственную практику.

С 1962 года ответственность за изучение Тунгусского метеорита возложена на общественную организацию, которая официально называется Комиссией по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР. Полуофициально это комплексная самодеятельная экспедиция, которая была создана в 1959 году специально для изучения Тунгусского метеорита и функционирует в настоящее, время. Вероятно, это самая старая неформальная научная организация — но крайней мере, в Сибири.

При определении стратегии работ на будущее нужно иметь в виду: то, что лежало на поверхности, уже давно взято. Продолжение работ требует весьма квалифицированных и, прямо скажем, дорогостоящих исследований.

Для того, например, чтобы разобраться с химическим составом Тунгусского космического тела, нужно провести на месте весьма тщательное изучение наметившихся изотопных аномалий по водороду, углероду, и свинцу. Мы пока имеем данные по 3—4 точкам района. Для составления же полной картины необходимо получить данные по крайней мере по 30— 40 пикетам. Если мы пойдем дальше тем темпом, которым мы идем сейчас, для завершения программы не хватит человеческой жизни.

Далее, нужно провести изучение содержания элементов платиновой группы, которые являются индикаторами некоторых типов космического вещества в объектах района.

Пока же мы имеем одну точку, которая отрабатывалась два года. Для того, чтобы этот вопрос закрыть, нужно иметь, по крайней мере, 15 точек.

Мощности аналитической аппаратуры, имеющейся в распоряжении метеоритных лабораторий нашей страны, совершенно недостаточно для того, чтобы выполнить объем работ. Тем более, что эта аппаратура загружена многочисленными другими материалами, не связанными с метеоритикой. С другой стороны, за рубежом, в частности во Франции и Соединенных Штатах, имеются лаборатории, оснащенные аппаратурой, способной выполнять большой объем анализов достаточно экспрессно и точно.

В связи с этим представляется реальной идея организации в ближайшей перспективе международной экспедиции в район Тунгусского метеорита, которая могла бы обеспечить, во-первых, на порядок более оперативный отбор материалов на месте и, что самое главное, достаточно быструю обработку образцов. При этом в повестку дня ставится целый ряд задач, которые мы не смогли решить за 30 лет, прежде всего из-за отсутствия аппаратурных возможностей.

Во-первых, нас интересуют специальные счетчики, которые могли бы фиксировать слабые радиоактивные излучения, в особенности те, максимум которых приходится на рентгеновский диапазон. В силу ряда причин такого рода аппаратура является большим дефицитом.

Это необходимо сделать потому, что вопрос относительно радиоактивности в районе Тунгусского метеорита до настоящего времени не закрыт. При жизни академика Б. В. Курчатова такие работы по Тунгусскому метеориту велись, и он их курировал. Были обнаружены эффекты, которые, как предполагалось, были связаны с наличием в почве и растительности эпицентра излучателей в рентгеновском диапазоне. Но, к сожалению, со смертью В. В. Курчатова эти работы прекратились, и преемника им не нашлось.

ДЛЯ того, чтобы возобновить исследование, нужна нетрадиционная аппаратура, ориентированная на выявление именно рентгеновского излучения, в том числе мягкого рентгена, которым физики занимаются относительно мало. Большинство систем счетчиков, которые существуют в настоящее время, зону мягкого рентгена просто отсекают, и мы не знаем, что в ней происходит.

Вторая задача состоит в следующем. В районе эпицентра имеет место очень интересный эффект, связанный с нарушением палеомагнитных свойств почв. Он описан давно. Но для того, чтобы разобраться с ним как следует, нужна такая аппаратура определения палеомагнитных свойств почв, которая позволила бы проводить эти наблюдения непосредственно на месте, без вывоза образцов в город. Как только мы привозим образцы в город, свойства их быстро нарушаются из-за наводок промышленного электричества (электромагнитный фон в любом городском помещении чрезвычайно возмущен).

Третий вопрос, который бы хотелось поставить — это оснащение экспедиции переносными эхолокаторами, которые могли бы четко определять рельеф поверхности, находящейся под водой или под слоем торфа и воды. Эпицентральная зона района Тунгусского взрыва представляет собой большую топь - заболоченное озеро с мощной плавающей торфяной подушкой (сплавиной). И если действительно, как предполагают некоторые исследователи, какие-то фрагменты взорвавшегося тела ушли через сплавину вглубь донных илов озера, то подсечь это путем использования обычных способов, которые сейчас применяются, — невероятный и малонадежный сизифов труд!

Следующая задача, состоит в создании банка данных. По проблеме накоплен огромный цифровой материал, рассредоточенный по многим лабораториям и институтам. Все это лежит в форме отчетов, тетрадей, дневников, полевых записей, каталогов. Чем дальше, тем труднее все это сводить воедино и извлекать полезную информацию.

Создание банка данных по Тунгусскому метеориту — нетривиальная задача, потому что в данном случае он должен быть адаптирован к специфике проблем. А специфика заключается в большой разнородности поступающей информации, начиная от инструментальных замеров и кончая опросными данными очевидцев. Проблема Тунгусского метеорита — это научная задача высокого класса, решение которой, учитывая глобальный характер катастрофы 1908 года, нуждается в международных усилиях. Создание международной программы изучения феномена 1908 года — насущная необходимость.

От Томского центра НТТМ «Поиск»

Пройдет еще 10—20 лет, и проблему Тунгусского феномена придется закрыть. Время окончательно смоет последние следы события. Никакая сверхтехника и суперметодики уже не смогут восстановить картину происшедшего.

Человечеству придется смириться с еще одной нераскрытой тайной.

История не раз демонстрировала со злой иронией, что именно тогда, когда истекает контрольный срок возможностей, упущенное становится особенно актуальным, если не жизненно важным.

Пока еще не поздно, необходимо сделать этот, быть может, последний, и поэтому тщательно выверенный, ход. Необходима крупная, наилучшим образом оснащенная экспедиция. Причем только международная, сочетающая технические возможности и познавательную культуру стран и наций.

Задача для нашего времени вполне реальная. Однако она требует хорошей подготовки, серьезного финансирования, материально-технического обеспечения, инициативы, оперативности, энтузиазма.

Здесь как нельзя лучше способны проявиться возможности союзной системы центров НТТМ.

По инициативе нашего центра была разработана постановка задачи и эскизная программа подготовки и проведения такой экспедиции летом 1990 года.

Создан совместный оргкомитет, ведутся параллельные проработки по линии Всесоюзного астрономо-геодезического общества, АН СССР и системы НТТМ. Подготовительный период разбит на три этапа: достижение принципиального согласия, формализация отношений, проведение заключительной фазы вплоть до начала экспедиции.

В настоящее время первый этап фактически завершен. Более 150 центров НТТМ согласились участвовать в финансировании и техническом оснащении экспедиции с советской стороны.

Планируемый объем обеспечения составит примерно один миллион рублей. Будет предоставлена на полевой сезон уникальная техника, задействованы деловые связи центров для камеральной обработки, специальных лабораторных исследований, оперативной обработ ки данных и моделирования.

Содействие экспедиции готовы оказывать ЦК ВЛКСМ, газета «Комсомольская правда». Центральное телевидение.

Что касается международного представительства, то и здесь достигнуто согласие по многим вопросам. Выявился ряд потенциальных участников, фирм-спонсоров, заинтересованных правовых правовых и коммерческих организаций.

Все внешнеэкономические операции будут проводиться через внешнеторговое объединение ЮНЕКС.

К концу марта этого года должен быть решен вопрос о прямом телевещании с места события. Это имеет весьма важное значение, так как стоимость минуты рекламного времени при глобальном вещании достигает миллиона долларов, следовательно экспедиция привлечет и коммерческий интерес.

Наступает второй этап. Самый сложный, напряженный, ответственный. За оставшиеся 15 месяцев потребуется разрешить тысячи вопросов, не только научно - технических, но и организационных, правовых, рекламно-коммерческих, транспортных, бытовых, снабженческих.

Ждем вас, уважаемые друзья, с вашим энтузиазмом юности, профессионализмом средних лет и мудростью преклонных.

Если вы не равнодушны к проблеме Тунгусского явления и можете способствовать проекту, приходите на «пятницы КСЭ» (главный корпус ТГУ), обращайтесь в центр НТТМ «Поиск».

Рекомендуем, помимо ваших предложений, заполнить анкету центра с пометкой «Тунгусский феномен-90», на 4-й странице выпуска.