В.РИВКИН, «ЗАГАДКА ВЕКА» РАЗГАДАНА?
“Наука и техника”, №2, 1989 г.

Среди множества загадок нашего неспокойного века одна из самых ярких, пожалуй,— падение Тунгусского метеорита. Она так и осталась неразгаданной, хотя с того дня прошло 80 лет.

За это время ценой усилий большого количества людей установлено, как это произошло, физические параметры явления. А вот что это было, какова природа явления — так и не удалось выяснить. Выдвинуто много гипотез, но ни одна из них не смогла объяснить весь комплекс явлений и последствий этого феномена на земле и в атмосфере. Особенно трудно поддаются описанию изменения направления в ходе движения космического тела, биологические сдвиги (мутации) в деревьях, геофизические аномалии (магнитная буря, перемагничивание почвы и др.) и большой процент световой энергии взрыва. Они могли бы быть объяснены только мощным электромагнитным облучением. Но его источник неизвестен.

Поэтому мною предложена новая гипотеза. Согласно ей космическое тело представляло собой не рыхлый конгломерат ядра кометы, а метеорит. Но, в отличие от привычного состава метеоритов (железный или каменный), это массивная глыба плотного водного льда со сравнительно незначительными включениями металлов и неметаллов (а случаи падения ледяных метеоритов известны (1—3), но не такой большой массы).

Данная гипотеза позволяет объяснить не только все явления во время движения метеорита (включая изменение направления движения), но и все последствия на земле и в атмосфере, включая и вышеуказанные, требующие источника мощного облучения. Этим источником и являлся сам метеорит, его лед. Вследствие вторжения в атмосферу с космической скоростью порядка 60 км в секунду он аэродинамически разогрелся до температуры порядка 106 градусов, лед превратился в плазму с высокой плотностью дейтонов, особенно в углублениях ледяной глыбы в направлении движения, где расширению плазмы мешает давление встречного воздуха. В результате плотность плазмы и ее температура достигли величин, достаточных для возникновения микротермоядерной реакции дейтонов, которая и вызвала мощное облучение деревьев и почвы и связанные с этим мутации в деревьях, магнитную бурю и другие геофизические явления. А из общей энергии взрыва было 10 процентов световой энергии, свойственной только ядерным взрывам.

Что подобный ядерный взрыв был неизбежен в указанных условиях, доказывает проведенный ориентировочный расчет. Из него следует, что если согласно критерию Лоусона для возможности реакции дейтонов при указанной температуре необходимо, чтобы произведение плотности n дейтонов на время t удержания плазмы при этих условиях было не менее 1015 с. см3, то в данном случае оно равно 1022, что на 7 порядков превышает требуемое критерием Лоусона, и  ядерная реакция произойдет и при меньших температурах и давлении. При этих условиях реакция не только возможна, а неизбежна. Она и вызвала мощное облучение и указанные последствия. Этим же объясняется, и высокий процент (десять) энергии светового излучения, установленный экспедициями к месту его предполагаемого падения.

Все это означает, что природа Тунгусского метеорита установлена и «загадки века» больше не существует.

В. РИВКИН.