В предшествующей публикации (см. „Бауманец" от 31 декабря 1987 г.) автор показал, что взрыв Тунгусского метеорита произошел под воздействием гигантского индукционного тока, наведенного в болиде при инициирующем влиянии магнитного поля Земли. Ток возник благодаря интенсивным МГД-процессам, имевшим место в плазменном следе метеороида. Нераскрытым остался вопрос о механизме местного усиления магнитного поля, способном обеспечить необходимую для МГД-преобразования энергии индукцию.
В настоящее время есть основания относить Тунгусский болид к разряду электрофонных. Как показано К. Кэем и В. Бронштэном, напряженность „начального" магнитного поля в следе электрофонного болида может резко возрастать. Авторами, однако, рассмотрены не все механизмы, способные привести к усилению магнитного поля в следе. Не менее действенным может оказаться механизм сжатия магнитного потока вихрями высокоэлектропроводной плазмы, подобный предложенному в 1983 г. японскими учеными Бишо и Ямадой. А также - предложенный в 1951 г. академиком А. Сахаровым механизм „магнитной кумуляции". Последний, к слову сказать, может приводить к генерации не только сильного, но даже „сверхсильного" магнитного поля. Основан механизм магнитной кумуляции на сжатии („охлопывании") зоны концентрации магнитного поля кумулятивным взрывом.
Здесь уместно напомнить, что разрушение фрагментов метеороида в следе болида, согласно теории С. Григоряна, протекает как раз по аналогии с кумулятивными взрывами. При этом возникают системы ударных волн, образующие области с сильным всесторонним сжатием плазмы. Бели в следе болида будет присутствовать „начальное" магнитное поле, то такому „ударно-волновому" сжатию будет подвергаться и магнитный поток. То есть, фактически, в плазменном следе метеороида будет реализовываться так называемый „ударно-волновой" механизм магнитной кумуляции, протекающий тем интенсивнее, чем интенсивнее разрушается метеорное тело. Кроме того, в таких условиях нельзя, видимо, исключать и возможность действия механизма типа „плазменный фокус". По мере проникновения в плотные слои атмосферы метеорное тело будет быстро разрушаться; количество и мощность кумулятивных взрывов в следе будут возрастать. Неуклонно будет увеличиваться и „начальное" магнитное поле для каждой новой серии „схлопываний". Произойдет то, что можно Охарактеризовать термином „магнитная катастрофа": процесс роста напряженности магнитного поля примет необратимый лавинообразный характер. Начнет сказываться индукционный разогрев. В этот же момент эффективно „заработает" МГД-принцип преобразования энергии; в системе метеороид — след" возникнет гигантский индукционный ток. Последующее выделение огромного количества джоулева тепла в малом объеме системы приведет к мощному взрыву. Причем такому взрыву, при котором реализуемые температура и давление могут инициировать начало реакций термоядерного синтеза.
...Исходя из того, что сейчас известно о Тунгусском метеорите, эта проблема тесно граничит с проблемами фундаментальной физики. Судя по всему, налицо удивительная цепь преобразований: кинетической энергии тела большой массы — в энергию кумулятивного взрыва, далее — в энергию сверхсильного магнитного поля и, наконец, — в джоулево тепло. Использование этого принципа на практике могло бы заметно изменить ситуацию в ряде областей науки и техники. Так, например, можно предложить новый тип генератора сверхсильного магнитного поля, принцип действия которого основан на взрывном взаимодействии конечных масс с высокоскоростным потоком плазмы при наличии „запального" магнитного поля. Подобный генератор мог бы найти применение в термоядерной энергетике, различного рода импульсной технике, установках для фундаментальных физических исследований.
Необходимость и важность тщательного всестороннего исследования Тунгусского явления сегодня уже не вызывает сомнений. Однако нужно спешить: время неумолимо стирает на земле последние следы фундаментального физического эксперимента. Воспроизвести подобный эксперимент искусственно, в таких же масштабах, человечеству будет не под силу. Природа дарит нам уникальный шанс, и упустить его мы просто не имеем права.
А.ЗЛОБИН, аспирант МВТУ.