ГИПОТЕЗЫ
Прошло пять дней, а место, хотя бы .отдаленно напоминающее "чертово кладбище", они так и не нашли. Тайга надсадно ревела от комарья и гнуса. Мазь под названием «термоядерная» спасала ненадолго. Спустя три-четыре часа, смешиваясь с капельками пота, мазь устремлялась в глаза, попадала в Разъедаемые, саднящие болью веки глаз припухали, от непрерывного отплевывания становилось сухо во рту. Еще через день вблизи речки Ковы они натолкнулись на странное углубление явно нерукотворного происхождения. Правильной овальной формы, диаметром в 20-30 метров земляные провалы взбудоражили поисковиков, однако правильного объяснения никто не смог дать. Возбуждение улеглось быстро. Вдруг появились сонливость и усталость, словно после дальнего перехода. Руководитель похода Паша Смирнов, почувствовав неладное, приказал сниматься с места. В наступивших затяжных дождях прошло еще несколько дней. Лето, а вместе с ним и экспедиция «Кова-87» для туристского клуба «Искра» заканчивались почти безрезультатно.
«Не стоит обманывать себя,— думал Смирнов, сворачивая в последний раз палатку.— Каждый третий сейчас, наверное, проклинает тот день, когда связался с турклубом, с его идеей найти «чертово кладбище» и тем самым приоткрыть занавес над одной из самых значительных тайн XX столетия». 30 ИЮНЯ 1908 ГОДА. Местное время 7 часов 15 минут. В тунгусской тайге гремит взрыв, энергия которого многократно превосходит энергию взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.
Вдруг очень сильно ударил гром. Это был первый удар. Земля стала дергаться и качаться, сильный ветер ударил в наш чум и повалил его. Тут я увидел страшное диво: лесины падают, хвоя на них горит. Жарко, очень жарко— сгореть можно. Вдруг над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, будто второе солнце появилось...»
О других последних гипотезах относительно «тайны века» наша газета рассказывала 11 апреля и 20 сентября 1986 г.. 28 февраля 1987 г.
Так вспоминал эвенк Чучанча то самое утро, когда в 45 километрах от эпицентра взрыва он наблюдал таежное светопреставление. Еще один интересный документ — рапорт уездного исправника в губернский город Енисейск сразу же после события:
«Над селом Кежемским с юга по направлению к северу при ясной погоде высоко в небесном пространстве пролетел громадных размеров аэролит, который произвел ряд звуков, подобных выстрелам из орудий, и затем исчез».
Десятки экспедиций с тех пор побывали в бассейне реки Подкаменной Тунгуски. Составили кипу добросовестных отчетов, выдвинули немало гипотез и предложений. При всей их смелости и оригинальности они все же не ответили окончательно на главный вопрос. Где же находится Тунгусский метеорит? Тем безрассудней мне показалась поначалу идея турклуба Богучанской ГЭС найти метеорит совершенно в ином месте, а именно в 400 километрах от эпицентра в долине реки Ковы. По мере же прочтения всех клубных документов, сомнения мои уходили... Вот рассказ С. Н. Полякова, уроженца деревни Карамышево: «Дед мой гнал сохатого километров 50 и вышел на поляну. Сохатый выскочил на плоскую вершину хребта, затем на поляну и на глазах провалился и сгорел. Был сильный жар. Дед быстро вернулся и рассказал семье об увиденном». Михаил Панов из деревни Ковы передает на страницах журнала «Техника — молодежи» слышанный им еще до войны рассказ охотника, побывавшего на так называемом «чертовом кладбище»: «Крупная, круглая около 200 метров в диаметре поляна навевала ужас. На голой земле кое-где виднелись, кости и тушки животных и даже птиц. Нависшие над поляной ветви деревьев были обуглены как от близкого пожара. Поляна была совершенно чистая, лишенная какой бы то ни было растительности. Собаки побывали на поляне всего несколько минут, перестали есть и стали вялыми».
Виктор Журавлев, кандидат физико-математических наук, член комиссии по метеоритам Сибирского отделения Академии наук СССР, подтверждает, что имеется немало независимых сообщений о существований «гиблого места» в долине реки Ковы, и приводит в свою очередь еще один рассказ очевидца, совпадающий по описанию с уже известными.
МОЖЕТ БЫТЬ, если найти «чертово кладбище», или «гиблое место», это приблизит нас к разгадке тайны Тунгусского метеорита? Во всяком случае, именно такая гипотеза появилась с нынешнего года в молодежном турклубе. Возникла она далеко не сразу. Года три назад, когда клуб еще только создавался, затеяли ребята поход на Дешембинское озеро. Старожилы рассказывали про него чудеса. Что якобы еще до войны уходили на это озеро в летнее время старики и спустя месяц возвращались помолодевшими лет на десять. Летом сходить на озеро не удалось — слишком напряженная пора была в то время на Богучанской ГЭС, и поход перенесли на март. Как шли они на лыжах по двухметровому снегу, карабкались через завалы и буреломы, можно написать не одну главу. Озеро они все же нашли, взяли пробы и отправили в краевой центр. Анализ показал, что по целебным свойствам озеро равных в крае не имеет. Вообще надо сказать, что руководитель турклуба Паша Смирнов, геодезист по профессии, по натуре романтик и бродяга, туризм в чистом его виде не признает. Подавай ему идею, будь то загадочное озеро или поход к старикам-староверам, живущим за тридевять земель или вот это "чертово кладбище". Они слышали про это место, а когда прочитали заметку в журнале, стали готовиться к походу. Хочешь идти в поход, работай так, чтобы никто к тебе не имел претензий. Между прочим, в преддверии похода случился пожар в тайге, и 40 человек, членов турклуба, были самой дисциплинированной и слаженной боевой единицей, которая сумела защитить поселки от уничтожения, После пожара турклуб в Кодинске зауважали.
Они готовились искать «чертово кладбище», опрашивали всех старожилов, стараясь по крохе, по крупице восстановить целостную картину. Но получалась мозаика. Последние жители уехали из близлежащих деревень еще в 50-х годах. Внуки знали мало. Оставались еще архивы, газеты. Но в самом начале пути о Тунгусском метеорите они еще не думали.
В это же самое время за несколько тысяч километров от Кодинска в Ташкенте молодой ученый Александр Симонов, сотрудник НИИ прикладной физики при Ташкентском государственном университете, дописывал уже последнюю страничку своего труда, никем пока не оцененного. Формулы и цифровые данные, которыми пестрит его работа, я оставляю за пределами статьи, а приведу лишь самую суть:
«Так как эпицентр плазменного взрыва был в стороне от метеорита, то ударная волна отбросила его. На траекторию Тунгусского метеорита могли еще оказать влияние и огромные магнитные поля разряда ионосферы Земля. В конце своей вторичной траектории отброшенный ударной волной Тунгусский метеорит врезался в Землю и оказался в ней на глубине в несколько десятков метров, образовав в месте падения небольшой лесоповал, небольшой — потому что был уже на излете и скорость у него была незначительной. Тунгусский метеорит не оставил бы столько загадок, если бы конец его траектории не совпал с аномальным районом Земли, тектонические особенности которого сыграли большую роль в развития тунгусского феномена — действие проходило идеально близко от вулканической трубки прежнего кратера вулкана».
Чтобы убедиться в правильности своих догадок, Симонов организует экспедицию в район реки Ковы (где, по его подсчетам, должен был упасть метеорит). Радости его не было конца, когда он услышал здесь про «чертово кладбище». Лучшего подтверждения его расчетам и не придумаешь. В том, что прошедшее лето закончилось неудачей для обеих групп, в общем-то, ничего неожиданного нет. Каждый действовал в одиночку. Как мог. Уйма времени уходила на то, чтобы добраться до места, на инструктаж и учебу. Как жалел ташкентский ученый Симонов, что нет в его распоряжении бывалых ребят, таежников, надежных проводников. И как жалел Паша Смирнов, что нет в его группе ни специальных приспособлений, ни ученых, специалистов по метеоритам.
Лето все же не прошло даром. Судьбе было угодно, чтобы ученые и туристы-гидростроители узнали друг о друге, договорились о будущем походе—«Кова-88». Сейчас уже определена площадь поиска — 400 квадратных километров. Вся она разбита на квадраты. Поисковый отряд разобьется на несколько групп. Каждый из участников, забыв тягости и неурядицы прошедшего походного лета, мечтает сейчас о том, что именно он и его группа найдет то самое таинственное место того самого «пришельца» из космоса. Не меньше мечтает об этом и ваш корреспондент. Ведь в следующую экспедицию я попросил зачислить и меня.
Н. САВЕЛЬЕВ. (Наш корр.). Кодинск — Красноярск.