В.ЕЛЬМАКОВ, ТУНГУССКАЯ КАТАСТРОФА: ГАЗОВЫЙ ВЗРЫВ?
"Строительная газета", 1 мая 1987 г. №101 (8268)

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Событиями, происшедшими у Подкаменной Тунгусски в июне 1908 года, объясняет красноярский инженер Д. Тимофеев одну из особенностей Собинского газового месторождения — пониженное давление в нем газа. Открыто оно поблизости от места тунгусской катастрофы. Причем, как выяснилось, расположено месторождение в зоне повышенной сейсмичности. Все это дало основания полагать, что часть газа могла быть выброшена в прошлом из земных недр на поверхность и при взрыве вызвать обширные разрушения.

Приведенные   факты   подкрепили   оригинальную  гипотезу  о газовом взрыве над тунгусской тайгой, с которой Д. Тимофеев выступил три года назад. По его расчетам, эффект, наблюдавшийся  в начале века очевидцами, мог быть вызван  взрывом 0,25—2,5   миллиарда  кубометров   вырвавшегося   из  недр   газа. Хемилюминесцентная   реакция   взаимодействия   углеводородов с озоном верхних слоев атмосферы привела к свечению ночного неба на обширной территории.

— Гипотеза позволила найти приемлемое объяснение ряда загадок,— считает исследователь.— Она, в частности, дает возможность снять «космический ореол» с силикатных шариков, обнаруженных в торфе. Есть основания полагать, что шарики — это оплавленные взрывом частички породы, образовавшиеся вследствие эрозии жерл и выброшенные из глубин земли. Важно подчеркнуть, что при анализе собинского газа отмечено наличие в его составе сероводорода. Тем самым обосновано высказанное ранее предположение о причине ожогов от воды, наблюдавшихся у людей долгое время после катастрофы: при сгорании сероводорода могло образоваться большое количество сернистой  кислоты.

Оригинальный подход к проблеме привлек внимание других исследователей. Так, обнаружено, что собинский газ имеет повышенное содержание стабильного изотопа углерода, что соответствует изотопному составу этого элемента в «катастрофном» слое торфа. Установленный факт может служить, по мнению кандидата наук С Кашенко, еще одним подтверждением гипотезы. В ее пользу говорят также поиски кандидата наук А. Растегина, изучавшего в районе взрыва следы пожаров, часть которых продолжается в недрах и в наши дни.

В. ЕЛЬМАКОВ. (Корр. ТАСС).
НОВОСИБИРСК.