Уже более 70 лет людей волнует загадка взрывов огромной мощности, произошедших в Тунгусской тайге летом 1908 года. Поскольку катастрофе сопутствовали световые небесные явления, сразу же возникло предположение, что причиной таежной катастрофы стало падение гигантского метеорита. Оно укрепилось благодаря подвижнической деятельности знаменитого искателя метеоритов Л. А. Кулика, организатора первых пяти экспедиций на место «падения» в 1921— 1929 годах. Хотя ученый и предполагал, что причиной катастрофы могло быть столкновение с Землей ядра кометы, он упорно искал остатки метеорита, и его удивительная вера в то, что они будут найдены, передалась множеству исследователей нового поколения, которые устремились в тайгу в послевоенные годы.
Особую романтичность поискам придала гипотеза» по которой над тайгой произошел взрыв не естественного небесного тела, а внеземного атомного космического корабля. Ее основным пропагандистом выступил писатель-фантаст А. П. Казанцев. В дальнейшем для объяснения Тунгусской катастрофы привлекались все реальные и гипотетические космические объекты к явлению, вплоть до предположения о том, что Земля была пронзена маленькой «черной дырой». Но ни одно из них так и не смогло объяснить всей суммы • накопившихся фактов. Наш журнал публиковал много материалов о Тунгусском явлении, еще больше их хранится в портфеле редакции. Среди них есть и уже подготовленные к печати статьи ученых о результатах анализа частиц космического происхождения» найденных на месте катастрофы и, по мнению их открывателей, представляющих собой остатки Тунгусского метеорита. Но у редакции возникло мнение, что если с такой же тщательностью исследовать Землю в любом районе, как это сделано у Подкаменной Тунгуски, то и там наверняка найдутся какие-то частицы космического происхождения. Поэтому в данном номере мы решили предоставить слово автору многих научных трудов, известному геологу, в течение сорока пяти лет проводившей полевые исследования во многих районах страны, включая и Прибайкальскую тайгу. С начала 60-х годов она успешно развивает оригинальную гипотезу о геологическом происхождении Тунгусской катастрофы.
Мне кажется своевременным восстановить картину изменений в районе Тунгусской катастрофы по первоисточникам, а именно по исследованиям Л. А. Кулика и Е. Л. Кринова, производившимся вскоре после катастрофы, когда поверхностные физико-геологические процессы еще не смыли ее следов. Тем более это необходимо в связи с заметкой библиографа А. Шмелевой (см. «ТМ» № 11 за 1980 год), свидетельствах жителей Ванавары, переживших катастрофу.
Рассмотрение фактов, сопутствовавших явлению, в связи с геологической обстановкой района и с учетом всех данных Кулика и Кринова позволяет дать им существенно иное толкование и предположить, что Тунгусская катастрофа была вызвана мощным проявлением газово-грязевого вулканизма, то есть имела не космическое, а геологическое происхождение.
Если отделить факты от их интерпретации, то описание явлений, приводимое Куликом, позволяет нарисовать следующую картину начала катастрофы и ее последствий: 30 июня 1908 года около 7 часов утра над тайгой взвился к небу «столб огня», а затем раздалось 3—4 мощных удара, и грохот. Удары были слышны на площади радиусом свыше 1000 км и сопровождались механическим эффектом: в реках воду гнало мощным валом, людей и животных сбивало дома. Пo свидетельству жителей, в то тихое, ясное утро в небе неожиданно появился огненный шар, такой яркий, что солнечный свет не в состоянии был затмить его. Тотчас же раздались громовые удары. Тайга наполнилась оглушительным грохотом, кверху взвился столб пламени, дым шапкой покрыл лес. Тайга была будто скошена. Раскаленные газы обожгли все вокруг. Из земли забила вода. В реках поднялись огромные валы. Обезумевшие животные метались по лесу. В несколько минут сгорело и расплавилось все добро в лабазах Ильюшенка, олени разбежались и многие сгорели! Взлетели в воздух чумы и люди. Жителям Ванавары казалось, что небо над ними «раздвоилось» и в нем появился огонь, после чего раздался страшный взрыв. В 200 км от Ванавары в селе Кежма жители услышали сильный гул, охвативший всю тайгу, ощутили, как под ногами тряслась земля. Ураган и землетрясение поразили огромное пространство. На берегу реки Каны мастера вдруг услышали шум, потом раздался резкий удар, а за ним подземные раскаты. Некоторые свидетели, опрошенные во время одной из последних экспедиций летом 1965 года, говорили, что после взрыва «пошел дым большой кучей кверху», сравнивала огненное тело по форме то с бревном, то с бочкой. Особенно интересно сообщение Г. О. Зырянова, который рассказал, что по небу «летело, скорее плыло ниже облаков бревно гораздо ярче солнца, со снопом искр сзади"..
Это сообщение свидетельствует о малой скорости огненной массы, а также о незначительной высоте, на которой юна «плыла».
Через несколько часов после катастрофы директор Иркутской обсерватории А. В. Вознесенский зарегистрировал землетрясение слишком продолжительное и не походившее на обычные мелкие толчки. Землетрясение было отмечено в Ташкенте, Тифлисе, Иене и в Австралии. Воздушные волны были зарегистрированы в Киренске, Верхоянске, Туруханске, Слуцке и Петербурге, в Копенгагене, в Загребе, в Батавии, на острове Ява и в Вашингтоне; в Потсдаме было зарегистрировано две воздушных волны: вторая через 30 часов после первой. Светлые ночи при облачном небе наблюдались в Пензе, в Крыму, в Тирасполе, в Тамбове. По данным Калифорнийской обсерватории, проанализированным академиком В. Г. Фесенковым, в июле—августе 1908 года в атмосфере наблюдалось помутнение. В районе катастрофы, представляющем собой котловину, окруженную невысокими горами, Куликом была обнаружена масса воронок, заполненных черной жидкой грязью, а на дне некоторых воронок — пни. К югу от воронок Кринов обнаружил Южное болото, которое показалось ему непонятным, таинственным. Кочки на этом болоте вздымались валами, как будто их вытолкнул кто-то изнутри, на болоте зеленели лиственницы и кедры. По свидетельству эвенка, который жил до катастрофы близ Великого болота, раньше здесь Южного болота не было, земля была твердая, «олень по ней ходил, не проваливался, а в районе Великого болота после катастрофы вода была как огонь и человека и дерево жжет». По данным Кулика, площадь катастрофы довольно ровная платформа, окруженная поясом трапповых гор, и представляет собой почти замкнутую котловину с двумя лишь выходами к северу и к югу в виде древних эрозионных долин, из которых южная, по-видимому, более молодая, имеет ущелье с водопадом. Проба минерального материала из котловины показала наличие мелкораздробленного остроугольного вещества, родственного траппам и аналогичного муке «метеоритных кратеров», В пробах глины в 200 м к западу от «метеоритной заимки» было обнаружено голубоватое полупрозрачное пузыристое стекло, давшее при анализе следы никеля. В донных илах из Южного болота, под микроскопом были обнаружены серебристые белые шарики ковкого никелистого железа в ассоциации со сплавленными в группы и гроздья округлыми зернами кварцита. Шарики по свидетельству Кринова, полые.
Так проявилась Тунгусская катастрофа, таковы свидетельства тех, кто испытал ее последствия в районе, непосредственно прилегающем к месту, где она разразилась, и таковы точные научные данные обсерваторий мира. Совершенно очевидно, что «падения метеорита» никто не наблюдал, и причинная связь катастрофы с метеоритом является лишь предположением, которое было принято на веру, в связи с чем и описание явлений начиналось со слов «метеорит упал». Некоторыми очевидцами отмечалось, что траектория полета огненного тела проходила по касательной к земле, тогда как другие очевидцы, например, в Киренске, указывали на его движение по вертикали, Но" это "могло 5ытъ связано с раз-личными моментами наблюдения. Таким образом, в начале катастрофы фактически в небе был виден только летящий огненный шар.
Геологическое строение района «падения Тунгусского метеорита»» Условные обозначения: 1 — байкальская складчатость, 2 — ее передовой прогиб, 3 — каледонская складчатость, 4 — выходы архея, 5 — поднятия на докембрийском складчатом основании, 6 — их склоны, 7 — крупные валы, 8 — Тунгусское опускание, 9 и 10 — юрские прогибы, 11 — Западно-Сибирская впадина, 12 — Енисейское поднятие, 13 — куполовидные поднятия, 14 — вулканические трубки, 15 — граница широкого развития основных магматических пород.
Катастрофа началась, очевидно, не с появления огненного шара: звуки громовых ударов, слышимые на расстоянии, раздались тотчас же после появления огненного шара. Если принять во внимание разницу в скорости распространения света и звука, то следует считать, что источник этих ударов начал действовать раньше, чем появился огонь. Следовательно, сначала произошел подземный взрыв, потом в небе появился огненный шар, потом появились пламя и дым, то есть начался пожар. Важно, отметить также и то, что ожоги на старых деревьях расположены только в нижней части ствола, что противоречит представлению о падении огненного тела о падении сверху. Сам Кулик пишет, что ничего подобного этому падению мы до сих пор не знали; мировая литература не сохранила нам ни одного исторического случая, похожего на этот случай, могущего дать ключ к правдоподобному суждению»
В то же время геологическая наука знает много случаев извержений вулканов, проявление которых и их последствия тождественны Тунгусской катастрофе. По силе извержения наиболее сходным с Тунгусским является извержение вулкана Кракатау близ Явы в 1883 году, а по составу выброшенных продуктов извержения грязевых вулканов Азербайджана, которые связаны с глубинными магматическими процессами. Извержение Кракатау сопровождалось грозным гулом, столбом пепла высотою в 27—33 км. Выбросами шлаков и тягучей тестообразной грязи. Ему сопутствовали огромные волны, обожженная земля, вырванные с корнями деревья, обломки зданий. Следствием главного взрыва, случившегося около 10 часов утра 27 августа, было образование огромной воздушной волны, которая распространилась по всей Земле. Первая воздушная волна была замечена в Берлине через 10-16 чacoв после катастрофы, через 34-35 часов наблюдалась вторая воздушная волна, обогнувшая Землю: через 37 часов — третья волна. Воздушные волны регистрировались также в Петербурге и в Павловске. В конце ноября1883 го да во всех концах Земли небо при закате обливалось пурпурным блеском, в Европе выпала кристаллическая пыль. Высоту выбросов определили в 60 км.
Картина мощных извержений грязевых вулканов и рельеф вокруг них описываются многими исследователями. Например, по данным И. В. Мушкетова, грязевые вулканы Сицилии («макалуба») располагаются посередине вогнутой равнины, на зыбкой почве и представляют собой множество конических горок из серой глины вышиною до 8 м, на вершинах которых находятся маленькие воронкообразные углубления. В период действия грязевых вулканов повторяются все явления вулканических извержений. Температура грязи и пара до 37° С, пузырей газа — до 43° С. По данным М. Неймайра, при извержении Лок-Батана близ Баку среди трясины раздался гул вроде отдаленного пушечного выстрела, вызвавшего сильное движение воздуха и дрожание оконных стекол, из кратера появился огненный столб — поток горячих газов — высотою не менее 100 м. вместе с которыми была выброшена и грязь. Грязь состояла из глинистого вещества с кучками песчаника, пропитанного нефтью, а также с шариками и желваками, похожими на вулканические бомбы. В. А. Горин наблюдал извержение Большого Кянизадага, крупнейшего грязевого вулкана Азербайджана, хранившего молчание 160 лет; 12 мая 1950 года с б часов 17 минут до 7 часов 61 минуты столб клубящегося пламени над вулканом был наклонен на 55° и достигал высоты 200 м, а затем переходил в пепельно-серый дым, вытягивающийся полосой по ветру. Красновато-белые клубы огня, вырывающегося из жерла, испытывали вращательное движение и наподобие огненных шаров резко очерчивались на фоне безоблачного неба. В 200 м к юго-востоку от жерла из озера, заполненного серой тестообразной массой, выбрасывались комки грязи, с подветренной стороны от жерла ощущался запах серы и горелой травы. В 8 часов 47 минут снова стал выделяться газ, который на высоте около 5 м воспламенился и в виде отдельных клубящихся огненных шаров до 10 м в диаметре поднимался от жерла. Эти шары затем уменьшались и исчезали. Через 12 минут произошел мощный выброс сопочной грязи, сильный гул и выброс кусков породы на высоту до 70— S0 м, а затем излияние разжиженной глинистой массы с включением обломков твердых пород.
На приведенной схеме показано геологическое строение района Тунгусской катастрофы. На ней видно, что вблизи от Ванавары располагаются вулканические трубки. По мнению П. Е. Оффмана, Ванаварская трапповая впадина образовалась на своде крупного поднятия в результате проседания магматических очагов; вулканизм в ней начался в триасовом периоде и, вероятно, продолжался длительное время. Таким образом, Тунгусская катастрофа явилась естественным продолжением вулканической деятельности более древних эпох. Тунгусский бассейн — область глубоко погребенных магматических очагов, перекрытых мощным покровом осадочных и вулканических пород. В связи с этим, по нашему мнению, в современную эпоху вулканизм в нем мог проявиться как газово-грязевой с выбросом на поверхность главным образом вулканического пепла, грязи и раздробленного взрывом каменного материала.
Детальные исследования проб грунта, отобранных экспедициями Кулика и Кринова, показали, что в магнитной фракции проб наряду с магнетитовыми и силикатными шариками содержатся железоникелистые частицы — стружки, сходные по своим формам с частицами вулканического пепла. Они содержат примеси кобальта, кремния, марганца, магния и алюминия. Пробы эти взяты с глубины до 27 м, а шарики обнаружены до глубины 18 м. Это дозволяет рассматривать их как пробы геологических образований, а не насыпанных сверху и даже не почвенных. Наибольшая концентрация магнетитовых и силикатных шариков в районе Тунгусской катастрофы отмечена на реке Чуне, то есть в районе развития молодых вулканических центров.
По данным И. М. Губкина, в составе вулканических грязей Азербайджана содержатся и металлическое железо, и аморфный кремнезем, и бурое и зеленое стекло. В них содержатся также и полые силикатные шарики величиною от булавочной головки до горошины. С. А. Ковалевский сообщает о невероятном количестве маленьких шариков, похожих на мелкую дробь, наблюдавшихся при извержениях вулканов близ Баку. По свидетельству Кринова, как сказано выше, шарики из Южного болота также полые.
Черная грязь, заполняющая воронки в районе Тунгусской катастрофы, несомненно, является вулканической грязью, пропитанной здесь, очевидно, органическим веществом, на котором и начала быстро восстанавливаться растительность.
Район Тунгусской катастрофы можно рассматривать как область современного проявления мощных газово-грязевых вулканических процессов, завершающих нередко магматический вулканизм. В его недрах так же, как и в Вилюйском районе, могло происходить образование и нефти и алмазов. Поиски алмазов на Сибирской платформе впервые увенчалась успехом именно в Тунгусском бассейне.
—Героические экспедиции Кулика и Кринова и не менее, очевидно, трудные более поздние экспедиции в поисках «небесных камней», может быть, принесли пользу значительно большую, чем это предполагается (и о чем, к сожалению, не может знать Кулик, трагически погибший в годы Великой Отечественной войны), потому что они открыли перед геологами новый район формирования нефтегазоносных структур и алмазоносных трубок.
Теоретически вряд ли возможны сильные взрывы, землетрясения и мощные воздушные волны при падении метеоритов, так как взрывы связаны с разрядкой давления, а метеорит при падении на землю попадает, наоборот, из более разреженной среды в более плотную и тормозится не мгновенно.
Совершенно очевидно, что при мощном вулканическом взрыве не все продукты, выбрасываемые из вулканов, сразу же попадают на землю в районе извержения. Некоторые из них отлетают от кратера на значительные расстояния и падают совсем в другом районе. При этом их в день извержения могут принять за космическое тело. Например, каменный метеорит Кагарлык, упавший в районе Киева 30 июня 1908 года в 7 часов утра, может быть , является посланцем из Ванавары, прилетевшим из Тунгусского кратера со скоростью ТУ-104. Можно предположить, что некоторые осколки, приобретя скорость, позволившую им оторваться от Земли, начинают вращаться вокруг нее подобно искусственным спутникам и падают на Землю вновь только через несколько дней, месяцев, лет, являясь как бы посланцами из прошлого нашей планеты.
История взглядов на метеориты как на продукты вулканической деятельности планет развита профессором С.К.Всехсвятским, воскресившим на современной основе гипотезу Лагранжа.
Часть вулканических каменных выбросов безвозвратно отрывается от Земли. Наряду с этим, возможно, действительно в орбиту Земли попадают и пришельцы из космоса, родившиеся на других планетах и их спутниках. Однако, как нам представляется, значительная часть метеоритов имеет земное геологическое происхождение.
НАТАЛИЯ КУДРЯВЦЕВА,
кандидат геолого-минералогических наук