«Ни то, ни другое, — считает академик Георгий Иванович Петров. — Скорее всего 30 июня 1908 года над безлюдными таежными просторами Сибири разрушился массивный, но очень рыхлый снежный ком...»
Случись это в наши дни, мы увидели бы на экранах телевизоров место катастрофы через несколько часов, а превосходно оснащенные научные группы немедленно приступили бы к тщательному анализу происшедшего. Но 67 лет назад падение Тунгусского метеорита могли наблюдать лишь несколько случайных зрителей. Правительство царской России не посчитало нужным направить в этот район даже небольшую экспедицию. Лишь после Октябрьской революции 1917 года сотрудник метеоритного отдела Минералогического музея Академии наук СССР Л. Кулик возглавил первую научную поисковую группу.
И хотя к тому времени прошло почти 20 лет, безмолвные обгоревшие деревья могли еще многое рассказать о происшедшей здесь катастрофе. Изучив архивы и опросив свидетелей, Кулик постарался восстановить события 30 июня 1908 года. А произошло вот что.
Ослепительно яркий болид пронесся в утреннем небе и взорвался над густым таежным лесом в 900 километрах северо-западнее Иркутска, в Восточной Сибири. Взрыв был огромной силы, примерно в 1000 раз большей, чем атомной бомбы над Хиросимой. На площади 2200 квадратных метров* повалился лес, начался грандиозный пожар. Барографы Потсдама, Лондона и Кембриджа зафиксировали инфразвуковую волну, а удивительно светлые ночи в первых числах июля 1908 года поразили астрономов России и Европы, еще не получивших известия о падении метеорита.
Таковы факты. Но для ученых они были настолько странны и противоречивы, что никак не ложились в стройную теорию. Экспедиция Кулика сразу же встала в тупик: разрушения, которые увидели исследователи на месте происшествия, могло причинить разве что вторгнувшееся в земную атмосферу космическое тело массой не менее чем в сотни тысяч тонн. Но в таком случае на месте взрыва должен был образоваться кратер глубиной полкилометра. Однако кратера не было. Ни большого, ни маленького. Несмотря на скрупулезные поиски, не пришлось обнаружить и ничего похожего на осколки метеорита. Все тысячи тонн «вещества» бесследно исчезли. Не дали результатов и более поздние экспедиции 20-х и 30-х годов.
Великая Отечественная война прервала исследования. А в 1946 году писатель-фантаст А. Казанцев опубликовал рассказ, посвященный загадочному тунгусскому явлению. Рассказ наделал много шума. По мнению писателя, «метеорит» был инопланетным космическим кораблем, потерпевшим катастрофу в пустынном районе сибирской реки Подкаменной Тунгуски.» И хотя никто из серьезных ученых не принял версию литератора за научную гипотезу, о метеорите заговорили вновь.
Исследования 1958 и 1959 годов позволили сделать вывод: взрыв произошел не на земле, а в воздухе, на высоте 10—15 километров (вот почему отсутствует кратер); температура взрыва была настолько велика, что тугоплавкие металлы превратились бы в газ или мелкие капли (вот почему нет осколков). В районе падения неизвестного тела действительно нашли только мелкие стекловидные шарики с высоким содержанием кремния и щелочных металлов. «Вмороженные» в них газовые пузырьки содержали углекислый газ, окись углерода и сероводород. Но общая масса «шариков», по самым оптимистическим предположениям, не превышала и 200 килограммов.
Эти ответы повлекли за собой другие, куда более сложные вопросы. Откуда взялась такая чудовищная энергия? Химические или тепловые реакции, которые сопровождают полет обычных метеоритов в атмосфере, хорошо известны: они явно не могли привести ко всем этим явлениям.
В 1960 году астрофизик академик В, Фесенков пришел к заключению: тунгусское тело было небольшой кометой, столкнувшейся с Землей. По оценкам американского астронома Гарольда Юри, такие столкновения за долгую историю нашей планеты происходили сотни раз. Так как кометные ядра не могут, как правило, преодолеть сопротивление земной атмосферы, то внешние следы катастроф довольно быстро исчезают.
Правда, с подобным заключением согласны далеко не все. И потому сообщение академика Г. Петрова «О природе Тунгусского метеорита» 26 февраля 1975 года на научной сессии отделения общей физики и астрономии Академии наук СССР привлекло необычно большую аудиторию. Конференц-зал физического института имени П. Лебедева в Москве был заполнен до отказа. Присутствовал и автор «космической гипотезы» писатель-фантаст А. Казанцев.
Академик Г. Петров проанализировал все известные науке факты о тунгусской загадке с точки зрения законов газовой динамики. Математические расчеты убедительно свидетельствуют: почти все катастрофические явления можно объяснить, предположив, что Тунгусский метеорит представлял собой громадный ком из снега и пыли массой не менее чем 100 тысяч тонн. Эта «снежная баба» ворвалась в атмосферу Земли со скоростью нескольких десятков километров в секунду по сравнительно пологой траектории, под углом около 20 градусов к горизонту. Достигнув плотных слоев атмосферы, снежный ком резко затормозил (ведь плотность его была невелика — не больше одной десятой доли плотности воды), породив ударную баллистическую волну и разогревшись до температуры 30— 40 тысяч градусов Цельсия. Ударная волна повалила лес, а раскаленные газы воспламенили его. Частицы пыли, выброшенные в атмосферу, рассеивали солнечный свет и привели к эффекту «белых ночей» в тех районах Европы, где они обычно не наблюдаются. Тщательные исследования образцов из эпицентра катастрофы 1908 года на содержание радиоактивного изотопа аргона-39 привели к выводу — взрыв над тайгой не был ядерным.
Могут ли существовать такие снежные комья в космосе? Могут, считает академик Петров. В 1965 году над Канадой произошел похожий взрыв, правда, в неизмеримо меньших масштабах, чем в Сибири, но похожий. Как они образуются во вселенной, сколько времени живут — это пока неизвестно.
Однако престиж современной науки не позволяет ей оставлять «открытые вопросы». Может быть, этим и объясняется такой стойкий интерес к загадке «Тунгусского дива».
* Ошибка автора в единице измерений. Вместо метров нужно использовать километров.