До сих пор никому еще не удавалось видеть подлинных документов о появлении над Енисеем и Ангарой Тунгусского метеорита. В Красноярском краевом госархиве мне удалось обнаружить два сообщения.
НО СНАЧАЛА для ясности немного истории., Первые сведения о Тунгусском метеорите напечатал в газете «Сибирская жизнь» за 29 июня 1908 года томский журналист Адрианов под заголовком «Пришелец из небесного пространства». В заметке говорилось, что 17 июня 1908 года около 8 часов утра близ разъезда Филимоново, в 11 верстах от Канска, по рассказам, упал огромный метеорит. Падение его сопровождалось страшным гулом и оглушительным ударом, который будто был слышен на 40 верст по прямой линии... Кстати, запрошенные начальник разъезда Филимоново и канский «исправник не подтвердили падения метеорита.
В отрывном календаре за 1910 г. в листке за 2 июня было перепечатано вышеприведенное газетное сообщение. На основании его Леонид Алексеевич Кулик опубликовал в первом номере журнала «Мироведение» за 1921 год заметку «Затерянный Филимоновский метеорит 1908 г.».
Кроме газеты «Сибирская жизнь», заметку о метеорите, но увиденном уже в селе Кежма, напечатала газета «Коасноярец» за 13 июля 1908 года. В газете «Сибирская жизнь» за 14 августа 1908 года опубликовано сообщение о землетрясении, имевшем место 17 июня 1908 года в Северо-Енисейской золотоносной тайге, все эти газетные сообщения легли в основу поисков Тунгусского метеорита, которые широко развернул Л. А, Кулик. Но, к сожалению, место падения и сам метеорит до сих пор не найдены.
Еще с 1934 года я искал отдельное дело о полете к падении Тунгусского метеорита, но безуспешно. Пришлось искать в архиве отдельные документы. И вот в деле № 1168 Енисейского губернского1 управления за 1908 год, хранящемся в Красноярском краевом госархиве под заглавием «О происшествиях в Енисейской губерннии за 1908 год», на листе 389 мной встречен рапорт енисейского исправника губернатору от 20 июня 1908 года.
«В селе Вельском, Вельской волости, — говорится в рапорте, — в 7 часов утра 17 июня жителями и становым приставом Кошелевым было замечено сотрясение зданий с дребезжанием стекол, повторившееся дважды через короткий промежуток времени при совершенно ясной погоде и отсутствии грозовых туч и даже облаков. Повреждений или несчастий от этих подземных толчков не произошло...»
На листе 402 того же хивного дела подшит второй рапорт енисейского уездного исправника Солонины губернатору от 19 июля. Он сообщал о том, что «17-го минувшего июня в 7 часов утра над селом Кежемским (на Ангаре) с юга по направлению к северу, при ясной погоде высоко в небесном пространстве пролетел громадных размеров аэролит, который, разрядившись, произвел ряд звуков подобных выстрелам из орудий, а затем исчез...» Губернатор сообщил об этом Красноярскому подотделу Восточно-Сибирского русского географического общества для сведения. О том, что предпринял подотдел, данных в архиве пока не найдено.
Рапорты енисейского исправника не только документально подтверждают появление Тунгусского метеорита, но и дают более точное направление его полета. Мне кажется, что поиск его должен вестись в Северо-Енисейском и Байкитском районах. И в это дело могли бы включиться работающие там геологи.
Не исключено, что в Красноярском краевом госархиве еще можно обнаружить документы о Тунгусском метеорите, Во всяком случае, их надо продолжать искать.
Е. ВЛАДИМИРОВ, краевед.