Р.ЛОБАНОВА, ЗАПИШИТЕ МЕНЯ В ИСКАТЕЛИ...!

Необычное природное явление наблюдалось июньским утром 1908 года. Огромное раскаленное тело пересекло небосвод и, достигнув горизонта, огненным столбом взметнулось вверх на двадцать километров. Взрыв сопровождался громовыми ударами страшной силы, длительным свечением облаков и последовавшими затем белыми ночами, отмеченными во многих местах — от Енисея до Атлантического океана. Взрывная волна дважды обогнула земной шар и была зарегистрирована сейсмическими станциями Европы и Америки.

А теперь — несколько точек зрения на это событие:

Старый эвенк. Бог Огды прилетел. Тайгу пожег. Землю утащил. Оленей разогнал. Сердитый бог. Людей наказал...

Ученый. Метеорит весом не менее 50 тысяч тонн с огромной скоростью врезался в землю, вырвал с корнем и повалил деревья на площади 8 тысяч квадратных километров.

Писатель-фантаст. Это был космический корабль, пришелец с другой планеты...

Студент. Рассердился бог Огды, бросил камень не туды...

Шутка. Но не беспочвенная. Со времени падения Тунгусского метеорита прошло без малого шестьдесят лет, но тайна его до сих пор не разгадана. Еще ни одному ученому не удалось найти каких-нибудь остатков метеори­та, ни одной экспедиции - - опре­делить границы района разру­шений от падения или взрыва не­бесного тела. Тайна Тунгусской катастрофы и по сей день продол­жает волновать ученый мир. Одна гипотеза сменяет другую Предположения, домыслы, догадки наслаиваются друг на друга» как годовые кольца на древесном стволе...

Первым проложил дорогу к тунгусскому чуду советский ученый Л. А. Кулик. Разгадке космической тайны он отдал двадцать лет напряженного, подвижнического труда. «Куликова тропа» и поныне является главным ориентиром поисков, и поныне служит символом стойкости, упорства и беззаветного служения науке. Кулик не успел довести начатое до конца. Началась война Ученый ушел добровольцем на фронт и в 1942 году погиб под Смоленском. Дело Кулика продолжают его ученики, последователи и оппоненты. Некоторые ученые полагают, что метеорит вообще не падал на землю. Пробив воздушную оболочку земли по касательной, он ушел обратно в космическое пространство,

В каком же направлении идут сейчас поиски, какой гипотезе отдается предпочтение? Эти вопросы невольно заинтересуют каждого, кому попадает в руки книга Юрия Кандыбы «В стране огненного бога Огды».*). Автор — не писатель-фантаст, не ученый-метеоритчик. Еще студентом, Юрий Кандыба встал однажды на «Куликову тропу» и как бы принял тем самым посвящение в рыцари научного поиска. Непосредственный участник двух экспедиций к месту тунгусской катастрофы, он исходил не одну сотню километров вечной мерзлоты, видел мертвые таежные навалы, основательно намозолил руки той самой черной, скрытой от большинства глаз, работой, без которой невозможно добыть гран науки, сделать открытие, по­знать научно обоснованные исти­ны.

Ю. Кандыбы — это рассказ о КСЭ. А что такое КСЭ? Дадим слово автору:

«Есть в общежитии Томского университета одна тесная, заставленная столами комната —- штаб комплексной самодеятельной экспедиции. Сокращенно — КСЭ. Стены комнаты увешены схемами, картами. На столах и под столами — спилы деревьев из района тунгусской катастрофы, микроскопы, зарисовки профилей разрезов. Каждую пятницу по вечерам собираются члены КЭС... Все началось с того, что в 1959 году мы — небольшая группа парней — решили сами разобраться в загадочной судьбе исчезнувшего Тунгусского метеорита».

Экспедиция состоялась. Несмотря на неопытность, ребята вывезли из тайги много новых и неожиданных фактов. Итогами работы экспедиции заинтересовались в Москве — в Институте физики Земли. Академия наук СССР одобрила программу работы КЭС-2 и предложила своему Сибирскому отделению оказать студентам всяческую поддержку. Так члены КЭС стали официально числиться лаборантами, научными сотрудниками Тунгусского метеоритного отряда Сибирского отделения Академии наук СССР,

Из книги Юрия Кандыбы вы узнаете о фактории Ванавара — Мекке всех метеоритчиков, о таежных красавицах-речках Чамбе и Хушме, об Огненном ручье, который, по преданию эвенков, сжигает каждого, кто из него напьется, о двухсотлетних лиственницах, невредимо стоящих в эпицентре взрыва, о страже тунгусских болот — горе Фаррингтон и о многом другом — разгаданном и неразгаданном, что встречалось на пути экспедиции. А главное — вы узнаете людей, одержимых мечтой об открытиях, людей, охваченных страстным же­ланием «увидеть Землю, постичь ее, измерить шагами». Рядом с веселым, молодым, работящим племенем искателей мы видим известного ученого-геолога Бориса Ивановича Вронского, которому далеко за шестьдесят. Но никакая пенсионная книжка не заменит ему беспокойную таежную жизнь, «и он продолжает идти по земле, неся за спиной рюкзак, постаревшую вместе с ним двустволку и палатку, которая служит ему крепостью, баней, банкетным залом, деловым кабинетом и самой фешенебельной спальней в мире».

Семьдесят пять человек—парней и девчат, студентов и ученых идут по тайге. Они учатся друг у друга выдержке, чувству товарищества, умению не раскисать, когда трудно. В одной упряжке с ними работает юмор—всегдашний спутник сильных и добрых людей. И исследователи болот не обижаются на то, что их прозвалли «болотидами>, а ведущих записи — «записаторами». Есть еще «залезаторы» и «затесаторы». И на всякий случай образо­вано "министерство трудолюбия"* — В нелегких маршрутах познавалась дружба, крепли характеры, — заключает свою книгу Ю. Кандыба. — Ребята полюбили науку, которая дала нам минуты счастливых находок и открытий. Впереди еще не один год трудных и интересных, порою утомительных, но неизменно волнующих поисков... И обязательно придет день, когда тайна перестанет быть тайной.

Сотни планшетов, бесчисленные мешочки с почвенными образцами для проб, множество дневниковых записей, отмечающих каждый шаг экспедиции — все это будет изучено, оценено и взвешано на точных весах научного анализа. А вот «базальтовые мышцы» гор, утренний рассвет в тайге, мигающие в ночи «огоньки самокруток», ободряющий взгляд друга, счастье славно прожитого дня — это под микроскоп не положишь и ни на каких весах не взвесишь. Это останется в тебе. Останется надолго, если не на всю жизнь.

Близко ли, далеко ли, но на земле всегда есть место, где живет никем еще не открытое чудо. И если ты умеешь мечтать, если не боишься работы, если сможешь быть хорошим товарищем в трудной дороге, тогда смело иди в КЭС и скажи: "Запишите меня в искатели!".

Р. ЛОБАНОВА.

* Ю. Кандыба. "В стране огненного бога Огды". Кемеровское книжное издательство. 1967.