В.ГЕРЧИКОВ, Проблемы тунгусского взрыва сегодня
"Советская Сибирь", 2 июля 1967, №154

30 июня 1908 года. 59 лет назад -в ста километрах к северу от затерянной в тайге фактории Ванавара «...небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом по­лыхнул огонь, который охватил всю северную часть неба... Огонь был ярче солнца». Именно так запечатлелась в памяти очевидцев тунгусская катастрофа, которая и по сегодня являет собой одну из самых удивительных загадок при­роды.

Десятки людей, и в том числе носящие довольно громкие науч­ные имена, в разное время пыта­лись объявить проблему закрытой.

— Все ясно, — говорили одни, — упал большой метеорит. Болота. Тайга. Потому и не видно остатков.

— Все ясно, — говорили другие,— это ледяная комета. Вле­тела, нагрелась и со взрывом испарилась. И искать нечего. Нет ничего.

Третьи тоже заявляли, что им все ясно. Что это облако космической пыли. Взорвалось и осе­ло равномерно по большой (с половину земного шара) территории. Не отличишь от фоновых осад­ков! Да и времени столько про­шло.

Все ясно. Установлена своя точка зрения, и теперь лишь важно, чтобы она стала господствующей и чтобы не отвлекались люди на «ненужные» сомнения и поиски.

Практически же природа тунгусского явления начала всерьез изучаться лишь в 1958 году, когда по тропе, проложенной первым исследователем катастрофы Л. А. Куликом, пришла экспедиция АН СССР под руководством К. П. Флоренского. До этого, с 1927 по 1939 гг., Леонид Алексеевич Кулик пытался непосредственно обнаружить остатки тунгусского метеорита, каменного или железно­го, В том, что это был метеорит, он не сомневался. Война прерва­ла исследования. Л. А. Кулик по­гиб при выполнении ратного, дол­га.

Лишь с конца 1958 года метео­ритная гипотеза явления стала сдавать свои позиции, и к тунгусской катастрофе стали подходить более научно, более честно — пытаясь увязать в единую схему все известные к тому времени факты. И тут выяснилось, что как раз фактов-то явно недостаточно. Вот почему все эти годы (с 1958 по настоящее время) и были посвящены сбору фактов. Основную роль в этом сыграла комплексная самодеятельная экспедиция (КСЭ), созданная на общественных началах при бетатронной ла­боратории Томского медицинско­го института в самом, начале 1959 г. Ее первыми и бессменными руководителями- стали инженер Г. Ф.Плеханов и ныне доктор ме­дицинских наук Н. В. Васильев.

Что же на сегодня известно о тунгусском взрыве и что думают по этому поводу специалисты? Все гипотезы можно, по-моему разбить на три группы: .

1. Метеоритная. Взорвался обычный метеорит (каменный или железный) над землей. Разруше­ния произведены баллистической волной. Можно искать остатки в виде различных по величине час­тиц. Достоинства: простота. Недо­статки: не объясняет всех фактов, не видно кратеров, нет остатков.
2. Кометная. Произошло вторжение ядра небольшой кометы: ледяной, снежной, мелкодисперс­ной, пылевой. От нагревания испарилась со взрывом. Разруше­ния произведены баллистической волной и химическими реакциями в точке взрыва. Достоинства: большая, правдоподобность, объясняет большее число фактов. Не­достатки: не проходит по ряду расчетных параметров (энергия взрыва, прочности, скорости полета).
3. Ядерная. Взорвалось ядерное тело, кусок «антивещества», космический корабль. Выпали радио­активные осадки. Достоинства: обещает разом объяснить все факты. Недостатки: пока нет достоверного подтверждения радио­активности местности.

Из известных науке фактов отметить в первую очередь стоит следующее:

1. Вывал леса в междуречье Хушмо-Кимчу. Составлена подробная карта вывала. По ней определены азимут траектории по­лета тела эпицентр высотного взрыва и энергия взрыва.
2. Лучистый ожог деревьев. Составлена карта распространения ожога и атлас обожженных деревьев. Окончательное выводы не получены.
3. Ускоренный прирост леса. Карта составлена по очень редкой и неравномерной сетке. Для придания ей достаточной научной достоверности необходимо существенно большее число измерений.
4. Радиоактивность почв, Kycтapников, древесины. Практически на сегодня достоверных данных нет. Разбег в величине радиоактивно­сти мал, ничего не известно относительно миграции вещества.
5. Геомагнитные явления. Свече­ние ночного неба. Фактов накоп­лено много, но они еще частью не обработаны, частью не поддаются обработке за недостатком наше­ го знания. Работа здесь эффектив­но продолжается.
6. Метеоритные шарики в почве и особенно в торфе. Достоверных данных о превышении фона нет. Нужно исследование по более точной методике, особенно по торфу.
7. Покаэания очевидцев. Очень существенный момент в построе нии любых гипотез и знания о тунгусском явлении. Однако достоверных показаний, очевидцев крайне мало. Нужна существенная и срочная работа по их сбору и, обработке. Для этого пока нет ме­тодики. Важность проблемы мож­но подчеркнуть хотя бы тем фак­том, что гипотеза Ф. Ю. Зигеля о маневре тунгусского тела (а следовательно, о его искусствен­ной природе) базируется целиком на показаниях очевидцев.

Прошлым летом во время восьмой экспедиции КСЭ- (руководитель В.К. Журавлев работы ве­лись еще по двум направлениям; металлометрические пробы и лю­минесцентный анализ камней. По частой сетке в месте наиболее ве­роятного выпадения остатков те­ла были, взяты пробы грунта и за прошедшую зиму проанализиро­ваны на содержание 49 элементов. Сейчас заканчивается обработка этих данных по группе алгорит­мов, предложенных Д. В. Деминым и Новосибирской группой КСЭ

Вслед за японскими учеными, определившими через 20 лет долю лучистой энергии, пришедшуюся на каждую крышу Хиросимы, по величине светимости черепицы, участники тунгусской экспедиции отобрали со всех обнажений в радиусе 10—15 км от эпицентра, взрыва пробы камней. Сейчас за­кончено их высвечивание. Данные также обрабатываются.

Все сказанное выше имеет своей целью как информацию читателя о современном положении дел в изучении тунгусского явления, так и некоторое доказательство того, что проблема есть, живет, волнует многих и многих ученых и любителей и изучение ее продолжается.

В будущем, 1968 году в шестидесятилетний юбилей взрыва на месте катастрофы предполагается проведение конференции сибир­ской комиссии по метеоритам с привлечением всех заинтересованных в проблеме лиц. Будем на­деяться, что работа этой конфе­ренции и проводимой одновре­менно экспедиции внесет сущест­венный вклад в копилку досто­верных фактов о тунгусском явлении и продвинет наше знание о нем на новую ступень.

В. ГЕРЧИКОВ.
Инженер, член КСЭ.