30 июня 1908 года. 59 лет назад -в ста километрах к северу от затерянной в тайге фактории Ванавара «...небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом полыхнул огонь, который охватил всю северную часть неба... Огонь был ярче солнца». Именно так запечатлелась в памяти очевидцев тунгусская катастрофа, которая и по сегодня являет собой одну из самых удивительных загадок природы.
Десятки людей, и в том числе носящие довольно громкие научные имена, в разное время пытались объявить проблему закрытой.
— Все ясно, — говорили одни, — упал большой метеорит. Болота. Тайга. Потому и не видно остатков.
— Все ясно, — говорили другие,— это ледяная комета. Влетела, нагрелась и со взрывом испарилась. И искать нечего. Нет ничего.
Третьи тоже заявляли, что им все ясно. Что это облако космической пыли. Взорвалось и осело равномерно по большой (с половину земного шара) территории. Не отличишь от фоновых осадков! Да и времени столько прошло.
Все ясно. Установлена своя точка зрения, и теперь лишь важно, чтобы она стала господствующей и чтобы не отвлекались люди на «ненужные» сомнения и поиски.
Практически же природа тунгусского явления начала всерьез изучаться лишь в 1958 году, когда по тропе, проложенной первым исследователем катастрофы Л. А. Куликом, пришла экспедиция АН СССР под руководством К. П. Флоренского. До этого, с 1927 по 1939 гг., Леонид Алексеевич Кулик пытался непосредственно обнаружить остатки тунгусского метеорита, каменного или железного, В том, что это был метеорит, он не сомневался. Война прервала исследования. Л. А. Кулик погиб при выполнении ратного, долга.
Лишь с конца 1958 года метеоритная гипотеза явления стала сдавать свои позиции, и к тунгусской катастрофе стали подходить более научно, более честно — пытаясь увязать в единую схему все известные к тому времени факты. И тут выяснилось, что как раз фактов-то явно недостаточно. Вот почему все эти годы (с 1958 по настоящее время) и были посвящены сбору фактов. Основную роль в этом сыграла комплексная самодеятельная экспедиция (КСЭ), созданная на общественных началах при бетатронной лаборатории Томского медицинского института в самом, начале 1959 г. Ее первыми и бессменными руководителями- стали инженер Г. Ф.Плеханов и ныне доктор медицинских наук Н. В. Васильев.
Что же на сегодня известно о тунгусском взрыве и что думают по этому поводу специалисты? Все гипотезы можно, по-моему разбить на три группы: .
1. Метеоритная. Взорвался обычный метеорит (каменный или железный) над землей. Разрушения произведены баллистической волной. Можно искать остатки в виде различных по величине частиц. Достоинства: простота. Недостатки: не объясняет всех фактов, не видно кратеров, нет остатков.
2. Кометная. Произошло вторжение ядра небольшой кометы: ледяной, снежной, мелкодисперсной, пылевой. От нагревания испарилась со взрывом. Разрушения произведены баллистической волной и химическими реакциями в точке взрыва. Достоинства: большая, правдоподобность, объясняет большее число фактов. Недостатки: не проходит по ряду расчетных параметров (энергия взрыва, прочности, скорости полета).
3. Ядерная. Взорвалось ядерное тело, кусок «антивещества», космический корабль. Выпали радиоактивные осадки. Достоинства: обещает разом объяснить все факты. Недостатки: пока нет достоверного подтверждения радиоактивности местности.
Из известных науке фактов отметить в первую очередь стоит следующее:
1. Вывал леса в междуречье Хушмо-Кимчу. Составлена подробная карта вывала. По ней определены азимут траектории полета тела эпицентр высотного взрыва и энергия взрыва.
2. Лучистый ожог деревьев. Составлена карта распространения ожога и атлас обожженных деревьев. Окончательное выводы не получены.
3. Ускоренный прирост леса. Карта составлена по очень редкой и неравномерной сетке. Для придания ей достаточной научной достоверности необходимо существенно большее число измерений.
4. Радиоактивность почв, Kycтapников, древесины. Практически на сегодня достоверных данных нет. Разбег в величине радиоактивности мал, ничего не известно относительно миграции вещества.
5. Геомагнитные явления. Свечение ночного неба. Фактов накоплено много, но они еще частью не обработаны, частью не поддаются обработке за недостатком наше го знания. Работа здесь эффективно продолжается.
6. Метеоритные шарики в почве и особенно в торфе. Достоверных данных о превышении фона нет. Нужно исследование по более точной методике, особенно по торфу.
7. Покаэания очевидцев. Очень существенный момент в построе нии любых гипотез и знания о тунгусском явлении. Однако достоверных показаний, очевидцев крайне мало. Нужна существенная и срочная работа по их сбору и, обработке. Для этого пока нет методики. Важность проблемы можно подчеркнуть хотя бы тем фактом, что гипотеза Ф. Ю. Зигеля о маневре тунгусского тела (а следовательно, о его искусственной природе) базируется целиком на показаниях очевидцев.
Прошлым летом во время восьмой экспедиции КСЭ- (руководитель В.К. Журавлев работы велись еще по двум направлениям; металлометрические пробы и люминесцентный анализ камней. По частой сетке в месте наиболее вероятного выпадения остатков тела были, взяты пробы грунта и за прошедшую зиму проанализированы на содержание 49 элементов. Сейчас заканчивается обработка этих данных по группе алгоритмов, предложенных Д. В. Деминым и Новосибирской группой КСЭ
Вслед за японскими учеными, определившими через 20 лет долю лучистой энергии, пришедшуюся на каждую крышу Хиросимы, по величине светимости черепицы, участники тунгусской экспедиции отобрали со всех обнажений в радиусе 10—15 км от эпицентра, взрыва пробы камней. Сейчас закончено их высвечивание. Данные также обрабатываются.
Все сказанное выше имеет своей целью как информацию читателя о современном положении дел в изучении тунгусского явления, так и некоторое доказательство того, что проблема есть, живет, волнует многих и многих ученых и любителей и изучение ее продолжается.
В будущем, 1968 году в шестидесятилетний юбилей взрыва на месте катастрофы предполагается проведение конференции сибирской комиссии по метеоритам с привлечением всех заинтересованных в проблеме лиц. Будем надеяться, что работа этой конференции и проводимой одновременно экспедиции внесет существенный вклад в копилку достоверных фактов о тунгусском явлении и продвинет наше знание о нем на новую ступень.
В. ГЕРЧИКОВ.
Инженер, член КСЭ.