ГДЕ ЖЕ ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ?
"Вечерний Новосибирск", 17 июня 1966 г.

«ЗАГАДКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ» - ЗАГАДКА ЕСТЬ…

„ЗАГАДКИ Тунгусского метеорита не существует» — такой заголовок не раз украшал страницы газет и журналов. Тем не менее на 12-й всесоюзной мете­оритной конференции, которая в мае этого года проходила в нашем городе в Институте геологии и гео­физики СО АН СССР, 18 из 32 докладов было посвящено Тунгус­скому метеориту.

* * *

За последние 8 лет Тунгусский метеорит вновь приковал к себе внимание ученых. В районе паде­ния ежегодно работали крупные экспедиции, оснащенные вертоле­тами и сложной аппаратурой. На научных конференциях вспыхива­ли горячие споры. Выходили де­сятки научных работ, в которых мысль ученых шаг за шагом про­двигалась вперед.

Но иногда — не только у жур­налистов, но и у исследователей — желание скорее достигнуть цели оказывалось сильнее, чем тормоз научного скептицизма и осторож­ности—тогда-то и появлялись сен­сационные заголовки...

В круговорот дел, связанных с исследованием тунгусской ката­строфы, оказалось втянутым огромное число людей (возможно, число тех, кто внес тот или иной вклад в эту работу, перевалило за тысячу...). Научные работники, ин­женеры, геологи, летчики, учителя, техники, студенты, школьники — таков состав активистов тунгус­ской проблемы. Томск, Новоси­бирск, Москва, Ленинград, Ок­тябрьский, Новокузнецк, Красно­ярск, Ванавара — такова (далеко не полная) «география» участни­ков.

Самая поэтическая легенда века

В ТОМ, что судьба гигантского метеорита, упавшего в глухой сибирской тайге, через полвека привлекла внимание тысяч людей, несомненно, сыграла не последнюю роль мысль о корабле пришельцев из космоса, которая была брошена известными писате­лями-фантастами. Некоторые называют ее гипотезой, многие — нена­учной сенсацией. Во всяком слу­чае, Тунгусский метеорит навсегда связан с этой легендой, возможно, одной из самых поэтичных и вол­нующих легенд нашего века.

Тот факт, что легенда о «марсианском корабле» оказалась впря­женной в серьезную работу по ис­следованию тунгусского падения (как и то, что эта работа приняла широкий размах),— невозможно отделить от возникновения и дея­тельности КСЭ — комплексной са­модеятельной экспедиции (возник­шей в 1959 году в Томске), кото­рая взяла на себя наиболее трудоемкие и значительные направле­ния работ по тунгусской проблеме. Научная смелость, большая ор­ганизаторская работа руководите­лей КСЭ Г. Ф. Плеханова и Н. В. Васильева сделали реальным осу­ществление обширной программы исследований, в которой соедини­лись знания специалистов с работой целой армии энтузиастов. Эта работа проводилась в тесном контакте с Комитетом по метеори­там АН СССР, и иногда трудно сказать, что сделано московскими. и что — сибирскими исследователями...

Экспедиции Комитета по метео­ритам под руководством геохимика К. П. Флоренского, в частности, внесли существенный вклад в ре­шение задачи о веществе 'Тунгусского метеорита. Не исключено, что микроскопические железные и силикатные шарики, собранные в бассейне Тунгуски, действительно, являются остатками метеорита.

Компас, палатка, перфокарта

ИССЛЕДОВАТЕЛИ закончи­ли работу по изучению разрушений, вызванных «гостем из космоса». Составили каталог и подробные карты погибшего леса. Провели обработку этих данных на вычислительных машинах. За эти­ми краткими строчками — годы напряженного труда, бессонные но­чи, поиски ошибок, пересчеты и пе­ределки, столы университетских кафедр и палатки, облепленные гнусом, работа с компасом и пер­фокартами...

«Главный теоретик» этой рабо­ты — Вильгельм Фаст — ассис­тент Томского университета. Большой вклад в эту работу был сде­лан новосибирцами А. Бояркиной и Д. Деминым, томичем М. Баклановым, московскими астрономами И. Зоткиным, К. Любарским и многими другими.

Москвичи И. Т. Зоткин и М. А. Цикулин провели опыты по моделированию разрушений, вызван­ных Тунгусским метеоритом. Взрывая заряды различной формы, они сумели воспроизвести в миниатю­ре особенности картины погибшего леса.

В поисках истинной траектории

В 1962 году В. Г. Коненкин, учитель физики Ванаварской школы, по собственной ини­циативе провел опрос очевидцев падения. Оказалось, что даже сей­час можно получить важные объ­ективные данные о направлении полета метеорита. Вывод Коненкина о «почти западном» направле­нии движения метеорита был совершенно независимо подтвержден анализом карт поваленного леса.

Установление истинной траекторий метеорита — один из самых серьезных успехов в, изучении тун­гусского падения. Только через полвека после падения метеорита выяснилось, что исследование кар­тины ожога тайги не менее важно, чем, например, поиски самого ме­теорита. Казалось, время сделало эту задачу неразрешимой. И все-таки настойчивая и кропотливая работа, проведенная А. Ильиным, Г. Зенкиным, В. Воробьевым, Б. Шкутой и другими участниками КСЭ, привела к успеху. Удалось установить границы леса, обоженного световой вспышкой метеорита форму обоженной области, оценить интенсивность света. Как и при мощных атомных взрывах, ветки деревьев были смертельно поражены в радиусе более 8 км.

Изучение картины того, как залечивала тайга раны, нанесенные космическим пришельцем, поиски вещества метеорита, исследование радиоактивности, сбор и расшиф­ровка следов катастрофы (записан­ных в 1908 году многими обсерва­ториями мира) — эти и другие, не упомянутые здесь, направления ра­бот позволили составить об­щую «панораму» — в простран­стве и времени — тунгусской ка­тастрофы (подобно тому, как архе­ологи по отдельным, сохранившим­ся деталям восстанавливают, каза­лось бы, навсегда утерянное це­лое).

Метеорит? Ледяная комета?

В КАРТИНЕ Тунгусского падения до сих пор не хватает многих важных частей, нет пока и полной уверенности, что все «фрагменты» находятся на своих местах. Это неудивительно: слишком поздно было начато изучение явления, слишком быстро время стирает следы минувшего... Поэтому понятно, что среди исследователей сейчас нет единого мнения о природе явления.

Представления первых последователей о падении гигантского железного метеорита после неудачных попыток найти осколки смени­лись теорией о взрыве ядра ледяной кометы, которая была развита: академиком В. Г. Фесенковым, профессорами И. С. Астаповичем и К. П. Станюковичем.

Грандиозные масштабы разрушений, сравнимые с последствиями взрывов водородных бомб, магнитные возмущения, характерные для ядерных взрывов, мощная свето­вая вспышка — все эти факты по­служили почвой для попыток обос­новать смелое предположение: яв­ление не только походило на ядер­ный взрыв, а действительно имело ядерную природу. И, следова­тельно, оно было порождением не стихийных, а разумных сил космоса. Наиболее активную работу в этом направлении ведет геофизик А. В. Золотов (ВНИИ геофизики).

Совсем недавно с доводами в пользу ядерной гипотезы выступи­ли американские ученые, лауреа­ты Нобелевской премии Либби и Коуэн. Однако пока не удалось найти серьезных доказательств этой гипотезы.

В ПОСЛЕДНЕЕ время, когда стал ясен характер разрушений в тайге, была сделана по­пытка вновь вернуться к первоначальным представлениям о том, что все явление можно объяснить падением обычного гигантского метеорита, ворвавшегося в нашу ат­мосферу с гиперзвуковой скоро­стью. Эти представления позволи­ли предсказать место наиболее ве­роятного выпадения остатков Тун­гусского космического тела. По мнению Д. Анфиногенова, существует вероятность обнаружить круп­ные обломки в северо-западном секторе области вывала, всего в 4 километрах от центра разрушений. В то время как И. Т. Зоткин и М. А. Цикулин считают, что «точка встречи» лежит несколько дальше в том же направлении.

* * *

ОПИРАЯСЬ на эти результаты, новая экспедиция, которая отправится на место падения в июле этого года, подвергнет детальному обследованию указанные районы. Поиски вещества ме­теорита в этом году будут одной из главных задач экспедиции.

Сейчас было бы преждевременным считать, что природа тунгус­ского падения раскрыта окончательно. Решающее слово скажут новые факты, добытые упорным трудом исследователей.

В. ЖУРАВЛЕВ,
член Комиссии по метеори­там СО АН СССР.