КОНЕЦ ТУНГУССКОЙ ЗАГАДКИ
"Неделя", июнь, 1965

ПОДАРОК КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ - МЕТЕОРИТ? НЕТ, — КОМЕТА! ФАНТАСТЫ УСТУПАЮТ ДОРОГУ НАУКЕ - ЧТО СЛУЧИЛОСЬ, МЫ ЗНАЕМ, НО КАК —БУДЕМ ВЫЯСНЯТЬ,—ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ

КОНЕЦ ТУНГУССКОЙ ЗАГАДКИ

В ОДНОМ из последних номеров английского журнала "Нейчур" опубликована статья американских ученых, предполагающих, будто явления, связанные с падением Тунгусского метеорита, могут объясняться содержанием в нем антивещества. Эта статья вызвала за рубежом оживленные спо­ры. Корреспондент «Недели» В. Борисов обратился к нашим ученым за ком­ментариями.

— Никакой сенсации здесь нет, как вообще уже нет нужды в беспочвенном фантазировании по поводу Тунгусского метеорита. Хотя об этом знают не мно­гие, но природа этого редчайшего яв­ления для нас уже не загадка,— за­метил один из видных специалистов по Тунгусскому метеориту К. П. Флоренский, старший научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского АН СССР.

Совершенно непреднамеренно получилось так, что этот разговор состоял­ся 30 июня, то есть в «день рождения» этой одной из интереснейших научных проблем XX века. Ровно 57 лет назад на этой неделе солнечным утром 30 июня 1908 года по безоблачному сибирскому небу пронесся огненный шар. Над тайгой взметнулись столбы пламени и дыма, и земля вздрогнула от небывалого удара. Полет тела наблюдали в 700 километрах от места падения шара, грохот слышали в радиусе до 1.000 километров. По всему земному шару при­шли в движение приборы, отмечавшие сей­смические и барические возмущения. В Ев­ропе и Западной Сибири несколько дней под­ряд книголюбы читали до полуночи: насту­пили светлые ночи. С такой помпой вошел в историю Земли Тунгусский метеорит.

ЧТО ЖЕ произошло в 800 километрах к северу от Байкала на Подкаменной Тунгуске? Упал метеорит? Но они образу­ются в поясе астероидов и имеют другие орбиты, чем имело тунгусское чудище.

Комета? Очень похоже — светлые ночи могли стать следствием рассеивания в ат­мосфере Земли ее пылевого хвоста — пыль отражает солнечный свет и отбрасывает его на Землю. К тому же комете не обязательно долетать до Земли и оставлять там воронку — она может состоять из льда и взорваться над поверхностью земного шара. Но тут до самого недавнего времени встречались воз­ражения: а почему комету не видели астро­номы?

С течением времени, особенно после пер­вых ядерных взрывов, стали предполагать, а не был ли тунгусский взрыв по своей природе аналогичен взрыву атомного или тер­моядерного оружия. Но и эти гипотезы разбиваются о непреодолимую преграду фак­тов. Пролетая через слои земной атмосферы, вещество метеорита не могло естест­венным образом уплотниться до состояния критической массы, за порогом которой начинается цепная реакция. Что же касается термоядерного взрыва, то от вхождения в атмосферу Земли метеорит не мог разогреться до температуры в миллионы граду­сов, без которой немыслимо доведение реак­ции ядерного синтеза до стадии взрыва.

Наконец, появилась на свет захватывающая, но тем не менее скорее фантастиче­ская, чем научная, идея, что такое огромное количество энергии могло выделиться в результате аннигиляции (то есть уничтожения) антиматерии метеорита, сталкивающейся с газами атмосферы.

Одно из существеннейших возражений против такой гипотезы сводилось к тому, что пока нет доказательств существования антиматерии в макросостоянии, то есть в виде какой-то массы. Имелись и другие серьезные возражения, более специального толка, вроде того, что невозможно предста­вить, как сгусток антивещества мог пролететь нашу материальную Галактику и дав­ным-давно не аннигилироваться. И тем не менее к этой гипотезе, хотя под ней нет практически никакой почвы, время от времени возвращаются. Уж очень впечатляю­щая идея. Не случайно интерес к гипотезе об антивеществе подогревают больше всего писатели-фантасты.

Вот почему статья видных американских ученых Либби, Коуана и Этлури привлекла к себе повышенное внимание. Видные ученые допускают, что на Землю в составе ме­теорита попало антивещество! Есть от чего прийти в волнение. Однако имеется ли на самом деле повод к шумихе? Что же в сущности сделали Либби и его коллеги?

Имея в качестве исходных данные о выделении в воздух углерода-14 при ядерных взрывах, величину высвобождающейся при этих взрывах энергии, а также оценочную цифру величины энергии взрыва Тунгусско­го метеорита, они с помощью электронно-счетной машины вычислили, сколько угле­рода-14 было бы выброшено при взрыве Тунгусского метеорита, имей он природу антивещества. Они получили, что при этом содержание углерода-14 в воздухе должно было бы повыситься на 7 процентов. Далее, взяв материалы о содержании углерода-14 в годовых кольцах на срезе дерева в годы около 1908-го, американцы установили, что в 1909 году произошло увеличение на 1 про­цент. Вот и все. Сами по себе эти данные не противоречат гипотезе об антивеществе, но ничего и не доказывают. Ко всему проче­му данные и представления американцев о Тунгусском метеорите далеко не точны. Они, видимо, недостаточно осведомлены даже о тех материалах, которые появлялись в со­ветских научных изданиях. Итак, ни о ка­кой сенсации в связи со статьей в «Нейчур» говорить не приходится.

И ВСЕ ЖЕ сенсация по поводу Тунгусского метеорита, вероятно, есть. Дело в том, что советские ученые собрали достаточно данных, чтобы от нескольких гипотез о Тунгусском метеорите перейти к исследованию одной единственной кометарной теории.

К. П. Флоренский рассказал: — Советские экспедиции последних лет в результате тщательных исследований установили, что в 1908 году в центре взрыва радиоактивность не повышалась. Можно, следовательно, считать доказанным, что для разговоров о каких-то ядерных взры­вах в месте падения Тунгусского метеори­та нет оснований. Главное же, определена траектория падения метеорита. Ее вычислили, точно установив направление вывал» деревьев и проведя эксперименты по линейным взрывам с небольшим увеличением заряда на конце. Оказалось, что метеорит шея по орбите, типичной для комет. Не видели этой кометы из-за того, что она двигалась со стороны Солнца. Далее была вычислена скорость движения тела — она была достаточной, чтобы вылечившаяся при падении кометы одна только кинетическая энергия произвела на Тунгуске знаменитые опустошения, то есть для этого не нужно при­влекать взрывов ядерного типа или аннигиляции антиматерии.

Что же касается следов пожара, то, как установлено, пожар действительно разбу­шевался в тайге на Тунгуске в 1908 году после падения метеорита. Но он носил ха­рактер обычного лесного пожара. Для это­го не понадобилось испепеляющего жара атомного взрыва. Значит, при прежних под­счетах количества выделившейся тепловой энергии кое-кто из исследователей допускал серьезный просчет, который, кстати, сказался и на выкладках Либби, Коуана и Алтури. Анализ показал, что на деревья попало чуть ли не в 50—100 раз меньше теп­ла, чем это предполагают американцы.

И вот что особенно важно: в районе падения кометы найдено космическое вещест­во в виде шариков с максимальным диамет­ром 0,2—0,3 миллиметра и средним диаметром 50—80 микронов. Космическое вещест­во обнаруживается на участке территории протяженностью 400 километров, имеющем форму вытянутого от центра падения кометы языка. Пока нет абсолютных доказа­тельств, что это вещество—частицы Тунгусского метеорита, но очень много деталей го­ворят, что это так и есть. Как показывают последние расчеты, комета взорвалась на высоте около 6 километров над Землей и можно предположить, что образовавшееся облако расплавившихся мельчайших капелек ветром понесло в сторону, отчего и легли они на почву этаким «тещиным языком». В районе «языка» было распылено, вероятно, несколько десятков тонн капель. И послед­нее. Упоминавшиеся выше белые ночи рас­пространялись на западе от Тунгуски уз­кой полосой, причем направление этой поло­сы точно соответствует направлению вычисленного хвоста кометы.

ОБРАБОТКА собранных материалов продолжается. К. П. Флоренский говорил пока что о предварительных, общих выводах, впереди еще очень большая работа. Достаточно сказать, что, вероятно, впервые в истории чело­вечества доводится иметь дело с паде­нием на нашу планету не метеоритного тела, настоящей кометы. В связи с этим предстоит изучить механизм ряда совершенно неизведанных явлений, вроде механизма взрыва кометы, не го­воря уже о заманчивой перспективе подвергнуть анализу само кометарное вещество. Что произошло на Тунгуске, мы знаем, но как — будем выяснять. И все же приятно сказать, что ко дню рождения тайны мы получаем подарок — ее разгадку.