В ряду замечательных сибиряков Петр Людовикович Драверт выделяется многогранностью своего таланта и многообразием своих научных интересов. Он был талантливым поэтом, крупным ученым-геологом и минералогом, с увлечением занимался проблемами только что возникшей в его время новой науки— метеоритики, много путешествовал по Сибири, Уралу и Казахстану.
Драверт родился в Вятке (ныне, Киров) в 1879 году, учился в Казанском университете, но большую часть своей жизни провел в Сибири: сначала в царской ссылке в Якутии, куда был отправлен в 1906 году за участие в революционном движении; затем с 1910 г. жил под гласным надзором полиции в Томске. Здесь он опубликовал сборник стихов «Под небом Якутского края», принесший ему признание своеобразного сибирского поэта-ученого. Потом работал до последних дней своей жизни (скончался в 1945 г.) профессором геологии и минералогии сельскохозяйственного института и других вузов Омска.
Оказавшись в Сибири не по доброй воле, Драверт, однако, горячо полюбил Сибирь, он восхищался ее суровой, но величественной природой, посвятил ей и талант поэта и увлечение энтузиаста-ученого. В своем стихотворении «Сибири» он пишет:
Тебе одной мои напевы.
Стране холодной, но живой...
Твоим горам мои молитвы.
Снегам равнин —печаль моя.
Ни в снах любви, ни в буре битвы
Тебя забыть не в силах я...
За последние годы интерес к незаурядному поэтическому наследству и научному творчеству Драверта несколько усилился. Его «Стихи о Сибири» изданы в 1957 г. в Омске, в 1960 г. в Томске выпущен о нем очерк Н. А. Антропянского «Певец сибирской природы», в журнале «Сибирские огни» в 1963 г. Любовь Кузнецова опубликовала повесть о Драверте «Охотник за метеоритами».
В своей повести Кузнецова рассказывает о многочисленных экспедициях и путешествиях Драверта по Западной Сибири и Казахстану в поисках выпавших из космоса метеоритов, о собирании им метеорной и космической пыли, о кропотливых трудах ученого по обнаружению в древних летописях и старых изданий, различных указаний о болидах («падающих звездах») и других космических явлениях.
Следует заметить, что хотя Драверт и был председателем Омской метеоритной комиссии, но по существу он являлся «охотником за метеоритами»-одиночкой. Он один с ямщиком проводил свои экспедиции и путешествия в поисках «пришельцев из космоса».
Энтузиасты созданной в Томске в 1959 году комплексной самодеятельной экспедиции по изучению Тунгусского метеорита тоже проводили свои исследования во время служебных отпусков, на свои личные средства, показывая пример коммунистического отношения к научному труду и бескорыстную преданность молодой увлекательной науке — метеоритике. И все они добрым словом поминают П. Л. Драверта — одного из первых энтузиасты метеоритики, так же бескорыстно преданного ей, как и они.
Я лично знал П. Л. Драверта, участвовал вместе с ним в экскурсиях почвоведов около Омска по изучению покровных отложений — материнских пород современных почв. Объяснения и рассказы профессора Драверта для нас, тогда еще молодых почвоведов, были очень интересны и содержательны. Они помогали нам глубже понять процессы формирования рыхлой толщи и ее географические особенности.
Мне также удалось посетить при проведении почвенных исследований многие из тех мест в Омской и Новосибирской областях, которые описаны в повести Л. Кузнецовой и где проводил ранее свои поиски Драверт.
Все это позволяет мне признать повесть Л, Кузнецовой интересным документальным произведением, живо и красочно рисующим обаятельный облик ученого-поэта и достоверно изображающим людей и места, где он путешествовал. Мне хочется выразить пожелание, чтобы читатели газеты «Молодой ленинец» прочитали интересную повесть о Драверте.
И. СМЕТАНИН,
доцент Томского университета.