НE ПЕРВЫЙ раз на страницах «Молодого ленинца» заходит речь о волнующей загадке Тунгусского взрыва 30 июня 1908 года. Сегодня мы начинаем серию рассказов о работах, проведенных в минувшем году Сибирской комиссией по метеоритам и космической пыли, работающей на общественных началах.
Основной проблемой, которой занималась комиссия, остается проблема Тунгусского метеорита. «Как? — вправе спросить у нас читатель. — Разве он до сих пор не найден? А вот я читал не так давно в журнале, что никакой загадки Тунгусского метеорита не существует, что это была ледяная комета и что экспедиция АН СССР в 1961 году даже обнаружила мельчайшие обломки взорвавшегося тела. Зачем же ломиться в открытую дверь? Или молодым ученым жалко расставаться с романтикой поисков?»
В том-то и дело, дорогой читатель, что «открытой двери» применительно к Тунгусской загадке пока что не существует. И поиски разгадки — это не только романтика!
Мы не будем сейчас спорить на тему о том, комета это была или не комета. Заметим только, что вопрос этот вовсе не так прост, как это представлено на страницах некоторых популярных изданий.
Много ли мы сейчас знаем о Тунгусском метеорите? И да, и нет. Фактов собрано много. Но когда пытаешься их суммировать, дать им объяснение, невольно сравниваешь себя с человеком, который пытается перевести текст рукописи, написанной на незнакомом ему языке. Он может подробно описать, как выглядят тe или иные знаки в этой рукописи, сколько их в строке, на что они похожи, но он не в состоянии до поры до времени ответить, что эти знаки гласят. Ответ на этот вопрос он сможет дать тогда, когда получит в руки ключ, необходимый для расшифровки кода рукописи. Применительно к нашему случаю мы можем сказать, что отыскание ключа к Тунгусской загадке зависит сейчас прежде всего от развития ряда смежных с метеоритикой дисциплин. Например, мы знаем, что Тунгусский взрыв сопровождался магнитной бурей, сходной во многом с теми, что наблюдаются при высотных ядерных взрывах. Что это означает? Можем ли мы на этом основании утверждать, что взрыв Тунгусского метеорита был ядерным? Или следует говорить, что любой взрыв подобной мощности даст аналогичный эффект? Наука пока не дает ответа на эти вопросы, так как механизм геомагнитного эффекта ядерных взрывов пока не расшифрован.
Другой пример. В ночь после Тунгусской катастрофы в необычайных масштабах на огромных пространствах наблюдались серебристые облака, появление которых было явно связано с Тунгусской катастрофой. Если бы мы знали достаточно полно, что такое серебристые облака, как они образуются, из чего состоят, мы, наверное, могли бы подойти к природе взрыва и с этой стороны.
Все показания очевидцев катастрофы собраны в районах к югу и юго-востоку от места падения, от Ванавары до Иркутска и Канска. Опросы на западе и севере почти не проводились отчасти в связи с обнаружением самого места падения, что отвлекало все силы на конкретные исследования на месте, отчасти в связи с предполагаемой южной или юго-восточной траекторией падения метеорита. Укрепилось мнение, что новые опросы едва ли дадут положительный результат. Однако летом этого года было записано показание, что в районе фактории Сым, расположенной на границе Томской области и Красноярского края, старики-эвенки видели и слышали взрыв Тунгусского метеорита. По-видимому, опрос очевидцев на Енисее и Нижней Тунгуске может дать новые интересные свидетельства.
Многие растения являются чуткими реагентами на изменение концентраций отдельных элементов в почве. Предварительный эксперимент летом 1961 года в районе катастрофы показал, что растения овса замедляют свой рост на почвах, взятых из центра катастрофы, по сравнению с почвами более удаленных районов. Известно, что присутствие никеля в почве замедляет рост овса. Необходимо провести тщательное повторение опыта.
Таким образом, положение исследователей, работающих в области Тунгусской проблемы, можно сравнить с положением математика, доказывающего сложную теорему и столкнувшегося в процессе доказательства с необходимостью решить вспомогательную теорему — лемму. Вряд ли нужно напоминать, что решение леммы может быть во много раз труднее решения основной задачи.
РАБОТА по Тунгусскому метеориту вступила сейчас в новую фазу, из стадии сбора материала мы перешли на новую ступень — к попытке его объяснения. А здесь сразу возникает целый ряд вспомогательных и, заметим, чрезвычайно интересных вопросов.
Это факт, что экспедицией АН СССР в 1961 году в районе падения Тунгусского метеорита в почве обнаружены следы космического вещества. Имеют ли они отношение к Тунгусскому метеориту? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно провести большую работу, имеющую огромный самостоятельный научный интерес: изучить закономерности выпадания и распределения космической пыли на больших территориях. А для этого нужно снова работать и работать, уходить подальше от населенных пунктов, где воздух насыщен индустриальной пылью.
Тунгусский метеорит взорвался в воздухе. Этого теперь никто не отрицает. При каких обстоятельствах крупные метеоритные тела, не долетая до поверхности Земли, могут дать воздушный взрыв? Чтобы дать окончательный ответ, нужно детально изучить процессы, происходящие при столкновении Земли с гигантскими метеоритами. Отсюда вытекает задача выявления и исследования метеоритных кратеров, которые до сих пор в Союзе обнаружены только в двух местах — в районе Сихотз-Алиньского хребта на Дальнем Востоке и на острове Саарема в Балтийском море.
ПЕРЕЧЕНЬ вопросов такого рода можно было бы продолжить. Никто не собирается утверждать, что эта работа легкая, что все эти вопросы удастся решить в течение двух-трех лет. Но работать в этом направлении нужно, и недостаток фактического материала в смежных отраслях знания нельзя прикрыть никакими общими рассуждениями.
Вот поэтому-то и возникла необходимость резко расширить фронт работ. Изучение Тунгусского метеорита переросло в широкое изучение космической пыли и метеоритов на территории Сибири вообще. Летом минувшего года экспедиционные группы комиссии работали в районе падения Тунгусского метеорита, на ледниках Алтая, предпринимая первую в Сибири (и вторую в Союзе) попытку обнаружения космического вещества в высокогорных льдах, а также в ряде районов, где, судя по некоторым данным, имеются метеоритные кратеры: в бассейне реки Кети, на Патомском нагорье (Иркутская область), в Восточных Саянах, в степной части Алтая.
Вот этим то трудным и интересным, порою утомительным, но неизменно волнующим поискам и посвящены рассказы, которые мы будем печатать в ряде номеров под рубрикой «КСЭ подводит итоги».