Итоги экспедиции 1962 года
Из Центральной Сибири вернулась Тунгусская метеоритная экспедиция Академии наук СССР. Она обследовала район падения знаменитого Тунгусского метеорита 1908 года. Эта, третья по счету, послевоенная экспедиция в основном закончила всестороннее изучение местности.
Нам было очень трудно — ведь таинственный «гость из космоса» со страшным взрывом рассыпался над тайгой, не оставив никаких следов, кроме поваленного и сожженного леса.
Много лет различные экспедиции искали остатки метеорита в районе эпицентра взрыва.
Но там ли искали? Ведь при крупном взрыве массы горячего воздуха, устремляясь вверх, могут подхватить пыль взорвавшегося тела и поднять ее на большую высоту. Облако взрыва, расширяясь грибом, должно двигаться по ветру, медленно рассыпаясь...
И вот в 60—80 километрах к северо-западу от эпицентра была обнаружена резко повышенная концентрация космического вещества. Не является ли оно остатками Тунгусского метеорита? А может быть, это обычная космическая пыль? Выяснению этих вопросов и была посвящена экспедиция 1962 года.
Нам предстояло обследовать распределение космического вещества на большой территории, установить законы его распространения, очертить «шлейф» рассеивания. Надо было, наконец, собрать вещество для химических анализов.
На помощь экспедиции пришел вертолет.
На экспедиционной базе в тайге действовала целая обогатительная фабрика из множества мешков почвы надо было выделить ничтожную примесь космического вещества. И вот постепенно, шаг за шагом, картина проясняется: на общем фоне все более четко проступают контуры шлейфа (в почве найдены магнетитовые частицы). Его нельзя спутать ни с чем другим.
После обследования 60.000 квадратных километров узкий «язык» прослежен почти на 250 километров от места взрыва. Он простирается далее на северо-запад... Дальнейшая судьба его пока не очень интересует — ведь сущность явления видна достаточно четко.
Так прояснился последний и самый неясный вопрос — куда исчезли остатки Тунгусского метеорита.
Что же это за вещество?
На поверхность Земли ежесуточно выпадают тысячи тонн внеземной пыли. Это — магнетитовые (магнитные) и силикатные (стекловидные) частицы.
Среди космических частиц легче всего распознаются мельчайшие (менее 0,1 миллиметра) образования, имеющие вид блестящих шариков. Их внешность показывает, что образовались они в атмосфере при застывании капелек расплавленного вещества. Большинство их — остатки метеоров.
Другое происхождение таких шариков было доказано крупнейшим советским специалистом в области метеоритики Евгением Криновым. При полете метеорита встречные потоки воздуха срывают тонкую расплавленную пленочку с его поверхности, распыляя ее в туман. Застывая, капельки такого расплавленного железного или каменного «тумана», также образуют шарики.
При взрыве крупного космического тела часть его неминуемо расплавляется и дает такие же шарики. Частицы, найденные нами в районе Тунгусского падения, — те же шарики. Иногда — это два шарика, сплавленных вместе (значит, «тунгусское тело» не было однородным по составу). Все эти частицы в количестве нескольких тысяч привезены в Москву.
Полученные нашей экспедицией результаты позволяют довольно уверенно говорить о том, что представляло собой «тунгусское тело" до его излета в атмосферу Земли.
Еще в тридцатых годах академик Владимир Вернадский говорил о том, что Тунгусский метеорит был плотным облаком космической пыли, возможно, связанной с кометой. Cейчас эта точка зрения подтверждается. Изучение собранного вещества приобретает особый интерес — ведь это первое лабораторное изучение вещества кометы.
Перед нашей экспедицией встал в связи с этим вопрос об уточнении траектории полета «тунгусского тела». Старые свидетельства очевидцев не давали на это однозначного ответа. Полученные в этом году дополнительные данные уточняют направление траектории. И общая картина поваленного леса, и соотношение центра вывала с центром ожога, и распределение рассеянного вещества говорят о юм, что болид летел с юго-востока, точнее — с востока-юго-востока. Это является серьезным доводом в пользу орбиты кометного типа.
При такой орбите приближение кометы к Земле было невозможно заметить: ведь она находилась на дневной стороне неба. Становится бессмысленным спор о том — двигалось ли тело навстречу Земле, ударив с большой скоростью, или Земля догоняла его и тогда скорость встречи могла быть невелика. Тунгусская комета ударила Землю почти сбоку!
Не произошел ли в 1908 году над тунгусской тайгой взрыв внеземного космического корабля с атомным горючим? Ведь нашли же некоторые горячие головы повышенную радиоактивность в глубине дерева, спиленного в этом районе.
Нам пришлось исследовать и этот вопрос. Сравнение деревьев из самых разных районов Земли показало, что современные продукты испытания атомных бомб, оседая на почву и кору деревьев, не остаются неподвижными, а всасываются древесиной. Исследуя в лаборатории изменение в содержании радиоактивных изотопов с разной скоростью распада, можно убедиться, что это радиоактивность — следствие современных взрывов. Никакие особенности в характере радиоактивности района падения Тунгусского метеорита при тщательном исследовании не подтверждаются. Никаких следов ядерного взрыва!
Нашей экспедиции надо было выделить то, что действительно связано с катастрофой 1908 года. Это можно сделать по живым деревьям, которые на своих кольцах хранят запись происшедших событий. Оказалось, что на сучках, которые во время катастрофы были не толще автоматической ручки — сохранились следы повреждений того времени. Все они указывают на точку взрыва. Она находилась на высоте около 5 километров, лежит к юго-востоку от наземного центра разрушений, что уточняет направление полета тела. Почему, же нет повреждений на более толстых ветках?
Нижняя кора тонких веточек не смогла защитить живые клеточки камбия от теплового воздействия. Более толстые ветки о грубой корой были защищены уже достаточно надежно.
Было отмечено, что после 1908 года лес в этом районе стал расти значительно быстрее. Биологические отряды, работавшие в прошлом году, закончили сейчас обработку материалов и пришли к выводу, что такое же ускорение роста наблюдается после пожаров и в других местах метеорит лишь косвенно повлиял на это.
Почему мы пишем то «комета», то «метеорит»? Дело просто: речь идет об одном и том же. Метеоритом называется всякое космическое тело, выпавшее на Землю. Но большинство известных нам метеоритов является железными или каменными осколками астероидального происхождения. Если же на Землю падает комета, она тоже становится метеоритом, не переставая быть кометой. Поэтому вряд ли правы те, кто утверждает: не метеорит, а комета!
А в пользу кометы говорит многое: и непривычное, рыхлое строение, из-за которого метеорит «взорвался», не долетев до Земли, и пылевой хвост, направленный от Солнца и вызвавший необычные сумерки почти до всей Европе, и характер орбиты, и отсутствие крупных осколков.
Почему произошел взрыв? Что говорит теория?
Движущееся тело обладает большой энергией, которая освобождается при его торможении. При внезапной остановке тела, которое двигалось со скоростью около 5 километров в секунду, выделяется столько тепла, что оно мгновенно испаряется со взрывом, даже если состоит из простого железа или камня. При торможении в воздухе часть энергии идет на нагрев тела, а часть выделяется в виде баллистической волны, действующей подобно взрывной.
Если летит хрупкое, дробящееся тело, оно тормозится гораздо резче и выделение энергии идет более бурно. А если в состав тела входят легколетучие вещества типа замерзших газов или льда, то даже торможения в воздуха может оказаться достаточным, чтобы вызвать мгновенное испарение и взрыв без удара о землю.
А ведь ядро кометы, по современным представлениям, и является таким рыхлым телом, состоящим из космической пыли, сцементированной замерзшими газами.
Остатки разрушившихся комет ежегодно сталкиваются о Землей, выпадая в виде метеорных «дождей». Характерно, что при этом никогда не наблюдались крупные болиды и метеориты: вероятно, крупные частицы в составе комет встречаются крайне редко.
«Тунгусская тайна» перестает быть тайной. Природа открывает свои двери перед пытливым взором науки.
К. ФЛОРЕНСКИЙ,
Кандидат геолого-минералогических наук,
начальник Тунгусской метеоритной экспедиции Академии наук СССР 1958, 1961 и 1962 года.
(АПН).