По запискам И. Дядькина «Гость из космоса», опубликованным в «Ленинце» №№ 129, 130, 132 за 1959 год, нашим читателям уже известно, что летом прошлого года научные сотрудники Волго-Уральского филиала ВНИИ геофизики ""(г. Октябрьский) А. В. Золотов и И. Г. Дядькин совершили научно-туристический поход в район Тунгусской катастрофы 1908 г. В газете сообщалось, что участники экспедиции собрали большой фактический материал, который в то время находился в стадии обработки. В настоящее время предварительная обработка материалов закончена. По этим данным составлен научный отчет.
Нынешним летом октябрьцы в содружестве с преподавателями и студентами Башкирского государственного университета предполагают организовать новую экспедицию в район Тунгусской катастрофы и продолжить изучение этого необычайного и исключительно интересного явления природы. Читатели «Ленинца» будут периодически информироваться о результатах исследования проблемы Тунгусского метеорита.
ИТАК, 30 ИЮНЯ 1908 ГОДА в атмосферу земли влетело космическое тело и ранним утром взорвалось над Тунгусской тайгой в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в 65 км от фактории Вававара. Взрыв этого космического тела произвел огромные разрушения. Миллионы вековых деревьев сибирской тайги на расстоянии до 20-22 км от эпицентра взрыва были повалены сплошным настилом, буквально как спички.
Одним из загадочных фактов Тунгусской катастрофы является наличие стоячего мертвого леса в эпицентре взрыва. Район этого сухостоя с обожженными сучьями («телеграфный лес», как назвал его Л.А. Кулик) имеет около 10 км в диаметре. Наличие сухого леса, погибшего во время катастрофы, но сохранившегося на корню на расстоянии до 5 км от эпицентра взрыва, с неизбежностью говорит о том, что взрыв произошел в воздухе, на высоте нескольких километров.
По разрушениям, произведенным в тайге, была примерно подсчитана энергия Тунгусского взрыва. Она оказалась равной 1023 эргов, что соответствует силе взрыва около 10 млн. тонн тротила. Таким образом, по своей мощности Тунгусский взрыв сравним со взрывом современной термоядерной бомбы. Взрыв атомной бомбы становится мизерным (в несколько сот раз меньше) по сравнению с Тунгусским взрывом.
В связи с этим возникает вопрос: чем обусловлена и какую природу имеет такая колоссальная энергия?
Рассмотрим, какую природу может иметь энергия взрыва космического тела, влетевшего в земную атмосферу. При встрече с Землей, как с планетой в целом, космическое тело может взорваться по двум причинам: 1. За счет перехода кинетической энергии движущегося тела в тепловую при очень быстром торможении этого тела — так называемый взрыв тела при ударе, или тепловой взрыв. 2. За счет внутренней энергии взрывчатого превращения. Энергия взрывчатого превращения может быть химической и ядерной.
Теория взрыва метеорита при ,; ударе о земную поверхность, (взрыв так называемых кратерообразующих метеоритов) разработана в 1947 году советскими учеными К. П. Станюковичем и В. В. Федынским. Эта теория полностью объяснила образование Аризонского кратера, происхождение которого долгое время оставалось загадкой, а также объясняла взрыв Сихоте-Алинского метеорита 1947 г. Эта теория заключается в том, что при ударе движущегося тела его кинетическая энергия переходит в тепловую и разогревает это тело. При очень больших скоростях тепловая энергия может быть настолько велика, что при ударе тело мгновенно разогреется до нескольких десятков тысяч градусов и превратится в пар, в результате чего произойдет взрыв этого тела. При взрыве метеорита на земной поверхности образуется кратер.
Согласно теории кратерообразующих метеоритов, при ударе о земную поверхность со скоростью около 5 км/сек, мощность взрыва метеорита будет равна мощности взрыва тротила такой же массы, а при ударе со скоростью 60 км/сек. мощ ность взрыва метеорита будет в 1000 раз больше мощности взрыва обычных взрывчатых веществ такой же массы. Отсюда следует, что для взрыва обычного метеорита необходимым условием является большая космическая скорость метеорита относительно земли — не менее 3 км/сек., в то время как взрыв космического тела за счет внутренней энергии не накладывает никаких условий на скорость, он может произойти и при малой скорости.
Таким образом, скорость Тунгусского космического тела является очень важным признаком, который поможет выяснить природу Тунгусского взрыва. Если скорость Тунгусского тела окажется небольшой (меньше 3 км/сек), то его взрыв за счет кинетической энергии будет принципиально невозможным, тем более невозможно будет объяснить взрыв этого тела в воздухе.
Но как определить эту скорость? Оказывается, можно. При взрыве в воздухе движущегося тела происходит взаимодействие баллистической волны, которая образуется при движении тела в среде и имеет конусообразную форму (подобно волне, образующейся при движении парохода по воде), и взрывной волны, которая имеет сферическую форму. Поэтому скорость взорвавшегося космического тела в принципе можно определить по соотношению амплитуд баллистической и взрывной волн.
Если скорость тела будет велика, не менее нескольких км/сек., то амплитуда баллистической волны будет примерно равна амплитуде взрывной волны. И, наоборот, если амплитуда баллистической волны будет много меньше амплитуды взрывной волны, то это будет означать, что тело двигалось сравнительно с небольшой скоростью (не более 1 км/сек).
Мы рассмотрели этот вопрос для Тунгусского космического тела. Поскольку тело взорвалось в воздухе, а не при ударе о землю, то некоторые исследователи стараются объяснить все разрушения действием в основном только баллистической волны. Они исходят из предположения о большой массе и большой космической скорости метеорита, т. к. только при очень большой космической скорости тела (несколько десятков км/сек.) баллистическая волна сможет произвести вывал леса на расстоянии в несколько десятков километров. В литературе по Тунгусскому метеориту предполагается, что его скорость относительно земли могла быть около 55—60 км/сек.
Но имел ли в действительности Тунгусский метеорит такую большую скорость? Для ответа на этот вопрос рассмотрим некоторые факты.
Если вывал леса произвела баллистическая волна, то ее действие особенно сильно должно было проявиться в юго-восточном направлении от эпицентра взрыва вдоль траектории Тунгусского метеорита (рис. 1). В юго-восточном и южном направлениях на границе вывала леса амплитуда баллистической волны должна быть во много раз больше амплитуды взрывной волны.
Попытаемся определить это соотношение.
Направление поваленного дерева в общем характеризует направление движения волны, но по дереву нельзя определить соотношение амплитуд взрывной и баллистической волн, т. к. дерево было повалено той волной, которая вперед дошла до него; волна, которая пришла после того, как дерево упало, уже не производит никаких изменений.
В отличие от поваленного дерева, на дереве, оставшемся стоять на корню после катастрофы, сохранились следы воздействия обеих волн, независимо от последовательности их действия. Поэтому действие и направление ударной волны оказалось очень удобным рассматривать по характеру обрыва сучьев на деревьях, сохранившихся на корню на границе вывала леса.
Для примера, на рис.2 «а» и «б» показано дерево, которое стоит на расстоянии 21 км на юг от эпицентра взрыва (рис.1). Это дерево является свидетелем взаимодействия обеих волн.
На снимке 2-а дерево сфотографировано мною по направлению с севера на юг, т.е. по направлению движения взрывной волны. На снимке 2-6 это же дерево сфотографировано по направлению с запада на восток, т. е. перпендикулярно направлению движения взрывной волны. Снимки показывают, что взрывная волна на расстоянии 21 км от эпицентра была достаточно сильной, чтобы на склоне горы повалить деревья, а у подножья горы оборвать на дереве все сучья, расположенные перпендикулярно движению, т. е по фронту взрывной волны. На дереве сохра нились только такие сучки, которые расположены вперед и назад – по напрвлению движения волны.
Теперь рассмотрим действие баллистической волны на это же дерево. По отношению движения Тунгусского метеорита данное дерево располо жено таким образом, что направление баллистической волны в этом месте почти перпендикулярно направлению взрывной волны, т.е. примерно с востока на запад (рис.1). В этом случае, если баллистическая волна по своей силе была хотя бы равна взрывной волне, то она должна была бы оборвать все сучья, расположенные с севера на юг. Однако, как это наглядно показывает снимок 2-6, сучки, расположенные по фронту баллистической волны, остались необорванными.
Из этого факта с неизбежностью следует, что на расстоянии 21 км на юг от эпицентра взрыва, где баллистическая волна должна наиболее всего проявить свое действие, ее амплитуда намного меньше амплитуды взрывной волны.
Наш вывод: разрушения при Тунгусской катастрофе принципиально не могут быть объяснены действием баллистической волны, так как на самой дальней от эпицентра границе вывала леса разрушения были произведены действием только взрывной волны. Но отсюда следует, что скорость Тунгусского космического тела не могла быть большой. По-видимому, она была не более 1 км/сек.
Вывод о сравнительно малой скорости Тунгусского тела подтверждается и показаниями очевидцев, наблюдавших полет Тунгусского метеорита.
Многие очевидцы одновременно и видели летящее тело, и слышали шум, создаваемый этим телом. Это может быть только в том случае, если скорость Тунгусского тела сравнима со скоростью звука в воздухе, т.е. если скорость тела отличается от скорости звука не более, чем в 2-3 раза.
Итак, скорость Тунгусского космического тела была не больше 1000 м/сек. Как уже было рассмотрено выше, при такой скорости тело не может взорваться за счет своей кинетической энергии. Но это означает, что Тунгусское космическое тело взорвалось по другой причине, т. е. за счет внутренней энергии взрывчатого превращения — химического или ядерного. Отсюда следует также, что Тунгусское космическое тело не может быть обычным каменным или железным метеоритом.
В связи с этим следует отметить, что предположение А. П. Казанцева об атомном характере Тунгусского взрыва становится не просто вымыслом писателя - фантаста, а вполне обоснованной научной гипотезой, стоящей наравне со всеми остальными гипотезами. Это же подтверждает анализ характера лучистого ожога деревьев и ряд других наблюдений. Поэтому в настоящее время назрела настоятельная необходимость рассмотреть весь огромный материал, собранный по Тунгусскому метеориту, с точки зрения возможности ядерного взрыва и включить этот вопрос в план дальнейших исследований проблемы Тунгусского метеорита.
А. ЗОЛОТОВ,
Научный сотрудник Волго-Уральского филиала ВНИИ геофизики.