Это был гигантский взрыв, происшедший утром 30 июня 1908 года в глухой Тунгусской тайге. О природе катастрофы высказано не менее дюжины гипотез, начиная с гипотезы о взрыве облака метана, скопившегося над болотом, и кончая предположением о влете в земную атмосферу огромной глыбы антивещества. Как одну из серьезных нужно отметить высказанную в 30-е годы И. С. Астаповичем. и Уипплом и поддержанную позднее акад. В. Г. Фесенковым гипотезу о том, что взрыв вызван метеоритом, являющимся ядром небольшой кометы. Однако и эта гипотеза не охватывает всего комплекса явлений и встречает ряд возражений.
Район падения метеорита расположен в таежной безлюдной местности, примерно в 100 км от ближайшего населенного пункта — фактории Ванавара. Место падения метеорита представляет собой котловину в диаметре 8 — 10 км, окаймленную невысокими горами, сплошь покрытыми хвойными деревьями. Внутри котловины имеется несколько горных вершин, большое Южное болото и бугристые торфяники, в которых можно обнаружить множество «воронок», заполненных водой и затянутых тонким слоем моховой сплавины. Поваленные взрывом деревья расходятся веером от Южного болота.
Первый исследователь Тунгусского метеорита Л. А. Кулик потратил немало сил и средств, пытаясь найти метеорит или его осколки в воронках, которые он принял за метеоритные. Но тщетно...
В последние годы экспедиционные работы в центре катастрофы возобновлены. В 1958 г. Комитетом по метеоритам АН СССР была организована экспедиция во главе с К. П.Флоренским. Она показала, что обнаруженная А. А. Явнелем в 1957 г. в пробах Л. А. Кулика железо-никелевая метеорная пыль не относится к Тунгусскому метеориту.
В 1959 г. 12 научных сотрудников и студентов томских вузов на собственные средства во время своего отпуска организовали в район Тунгусской катастрофы комплексную самодеятельную экспедицию. С тех пор в Томске проводится тщательное изучение обстоятельств и последствий падения Тунгусского метеорита. Детальное изучение влияния взрыва метеорита на поведение магнитного поля Земли показало, что геомагнитный эффект во многом сходен с геомагнитными эффектами, наблюдающимися при ядерных взрывах. Мы полагали, что дальнейшее изучение этого вопроса даст некоторые сведения о механизме взрыва, его высоте и энергии.
Летом этого года полевые работы были продолжены новой комплексной экспедицией, объединившей теперь уже десятки различных специалистов (болотоведов, лесоведов, магнитологов, радиометристов, радиохимиков, геологов и т. д.) из Томска, Москвы, Новосибирска, Красноярска и других городов. Результаты наблюдений обрабатываются. Груды проб находятся в стадии лабораторного анализа. Предварительно можно отметить следующее.
В результате квалифицированных лесотаксационных работ выяснилось, что в самом центре, среди большого участка мертвого леса, есть и живые деревья, пережившие катастрофу. Уточнены контуры области вываленного леса и направления поваленных деревьев. Подробные болотоведческие работы указывают на типичность и большой возраст Южного болота, происхождение которого многие связывали с взрывом метеорита.
Внимание исследователей всегда привлекали очень распространенные в районе катастрофы «воронки», метеоритное происхождение которых давно вызывало сомнение. Тщательные магнитометрические исследования на нескольких «воронках» и проведенные впервые магнитные измерения на Южном болоте показали отсутствие каких-либо крупных железных масс. Для спектрального и радиохимического анализа взяты многочисленные пробы растительности и спилы деревьев, переживших катастрофу. На спилах почти всегда четко выделяется слой 1908 года, сильно пострадавший от взрыва. И здесь спектральному и радиохимическому анализу предстоит ответить на многие вопросы.
П. Л. Драверт, И. С. Астапович, И. М. Суслов указывали, что Тунгусский метеорит выпал несколькими отдельными глыбами и что Великая Котловина — лишь один из центров падения. Работы экспедиции показали отсутствие других центров, которые можно было бы связывать с Тунгусской катастрофой.
Изучение следов Тунгусской катастрофы сильно затруднено малой доступностью места падения метеорита и большой давностью явления. С каждым годом все больше заживают раны, нанесенные катастрофой, поэтому исследования не терпят отлагательства. Наша экспедиция получила большую поддержку со стороны партийных, общественных, спортивных организаций вузов и исследовательских учреждений. Финансировало экспедицию Сибирское отделение АН СССР. Часть средств и приборы выделили вузы и научно-исследовательские институты Томска. К сожалению, экспедиция не встретила поддержки со стороны ректората Томского университета, хотя от университета в ее работе принимали участие 10 человек.
Нельзя считать, что исследования этого года были завершающими. Необходимо продолжить изучение Тунгусского дива.
«...Чтоб спектроскопов чуткий глаз
И контур сваленного леса.
В конце концов открыл для нас
Полог таинственной завесы!»
А. КОВАЛЕВСКИЙ, В. ФАСТ,
аспиранты ТГУ, участники экспедиции.