МНОГИХ сейчас волнует загадка Тунгусского метеорита. Что послужило причиной столь колоссального взрыва в 1908 году — падение крупного «небесно го камня» или авария звездолета? Собранные материалы скудны и не дают окончательного ответа.
Летом этого года стихийно в разных концах страны возникли самодеятельные экспедиции, которые направились в район тунгусской катастрофы, чтобы помочь официальным научным экспедициям в их работе.
Двенадцать томчан — студенты, инженеры, врачи, географы — двинулись из поселка Ванавара к месту падения Тунгусского метеорита в середине июля. Эта туристская экспедиция ставила своей целью—измерить радиоактивность местности и взять металлометрические пробы почвы, в первую очередь для того, чтобы определить, содержатся в ней крупинки метеорного железа или нет.
Из Башкирии приехали два геофизика — А. В. Золотов и И. Г. Дядькин. Они предполагали изучить характер лучистого ожога деревьев, произвести радиометрические измерения и обследовать район катастрофы с самолета или вертолета.
Восемь сотрудников Московского института тонкой химической технологии получили задание от комитета по метеоритам Академии наук СССР отобрать пробы ила на озере Чеко (район падения метеорита). Эта группа находилась в тайге с 20 июля по 3 сентября.
Но не только молодежь увлекло исследование поразительного явления природы. В тайге находилась также инициативная самодеятельная группа шестидесятидвухлетнего геолога-пенсионера Б. И. Вронского. Вместе со своим помощником студентом Иркутского сельскохозяйственного института В. И. Петровым он более сорока дней путешествовал по таежным тропам и рекам, ища подтверждений своей гипотезы о каменном составе Тунгусского метеорита.
Большую помощь самодеятельным экспедициям оказало местное население, партийные, советские и комсомольские организации. Благодаря их заботе и поддержке туристам удалось выполнить значительную часть намеченных исследований.
Сейчас все четыре экспедиции благополучно вернулись из тайги и приступили к обработке собранного материала. Интересно отметить, что ни у одной группы не было проводников. Маршруты прокладывались по карте и компасу.
Самодеятельные экспедиции прошли около трех тысяч километров, обследовали район взрыва с самолета. Собран богатый фактический материал: пробы почвы, ила, образцы растений, мхов, деревьев, обожженных сучков.
Томская и башкирская группы обнаружили некоторое, в ряде мест двукратное, повышение радиоактивности поверхностного слоя почвы от периферии к эпицентру взрыва. Но, разумеется, без тщательных лабораторных исследований отобранных проб окончательных выводов по этим наблюдениям делать нельзя.
Башкирская группа установила, что в момент взрыва деревья получили лучистый ожог. Создается возможность определить по силе и характеру ожогов первоначальную температуру и точные координаты взрыва. По предварительным данным башкирской группы, высота вспышки равна не менее чем пяти километрам.
Изучение «телеграфного» и «вывального» леса привело исследователей к предположению, что к западу от основного эпицентра взрыва, возможно, существовал отдельный небольшой эпицентр.
Эти предварительные результаты показывают, что самодеятельные экспедиции значительно пополнили наши знания о Тунгусском метеорите. Можно надеяться, что в дальнейшем число научно-туристских экспедиций значительно возрастет и деятельность их получит горячую поддержку общественности. Участников таких экспедиций ждет немало увлекательных, полезных и важных дел. Их деятельность может оказать важную услугу науке — работа тунгусских самодеятельных научных экспедиций этого года тому пример.