Кто свил «Гнездо огненного орла»
Раскрывая одни тайны Патомского кратера, ученые наталкиваются на новые
Наша газета уже давно следит за исследованиями загадочного объекта, обнаруженного в глухой тайге на границе Якутии и Иркутской области. У необычного кратера, который местные якуты называют «Гнездом огненного орла», дважды, в прошлом году и в этом, работали совместные экспедиции наших журналистов и ученых различных институтов Российской академии наук.
Патомский кратер - сооружение колоссальное, размерами напоминающее стадион «Лужники». И по мнению геологов, как наших, так и зарубежных, ничего похожего в мире не существует. И до сих пор никто не может понять, как и отчего он образовался.
Сейчас закончена обработка научных данных, собранных в последней экспедиции. И результаты озадачили исследователей.
|
Упал загадочный цилиндр? Или два шара, один за другим?
«КП» уже сообщала, что летом группе доктора геолого-минералогических наук Александра ДМИТРИЕВА из Иркутского государственного технического университета удалось обнаружить внутри кратера магнитную аномалию. Примерно на глубине 150 метров находится нечто из железа или другого материала, напоминающего его по свойствам. Метеорит? Но «Гнездо» по форме вовсе не похоже на другие следы бомбардировки Земли из космоса. Еще один специалист, доктор физико-математических наук Игорь СИМОНОВ из Московского института проблем механики РАН, провел серию экспериментов, построил модель и доказал, что кратер мог образоваться от падения некоего цилиндрического объекта из сверхплотного материала. На Земле такого материала нет, но где-нибудь в космосе, полагает Игорь Валентинович, вполне может существовать.
Как и полагается в научном мире, доктор Симонов представил свою работу на суд коллег. И вскоре старший научный сотрудник, кандидат технических наук Игорь ЕРМОЛАЕВ из Института механики МГУ провел еще одну серию экспериментов и доказал, что падающий объект мог быть не только цилиндром, но и двумя телами, летящими одно за другим со скоростью более 6,5 км/с!
- При ударе о поверхность первый объект взорвался, образовав большой кратер, - говорит Игорь Константинович, - а второй, не успев разрушиться, из-за взрыва снизил скорость, предположительно до 1,5 км/с, и вошел в грунт.
- Но два метеорита не могут лететь один за другим, попадая в одну точку! Даже если бы одно большое тело раскололось в воздухе, то куски разлетелись бы в разные стороны...
- Верно. Поэтому я даже представить не могу природу этого странного объекта. Я не знаю, что это.
Впрочем, на этот счет есть мысли у других специалистов.
|
Загадочные деревья
Во всех публикациях о Патомском кратере мы сознательно уходили от версии, что причиной его образования могло быть падение чего-то искусственного инопланетного - проще, «летающей тарелки». Потому что рассуждения о нашествии пришельцев всегда вызывают иронию у разумных людей. Но, на удивление, именно об этом заговорил серьезный ученый, доктор биологических наук Виктор ВОРОНИН, заведующий лабораторией Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН.
- В прошлогодней экспедиции был сделан спил одной лиственницы, росшей у края Патомского кратера, - рассказывает Виктор Иванович. - Поскольку пользы от одного образца, как правило, бывает мало, то ничего существенного, кроме его возраста, я определить не смог. Но внимание привлекла некая непонятная аномалия в росте, произошедшая в середине XIX века. Известными причинами, например пожаром, повреждением насекомыми и прочими, она не объяснялась.
Поэтому в экспедиции этого года сбор образцов древесины для дендрохронологического анализа был проведен уже по моему плану.
Когда спилы с кратера были доставлены в лабораторию, я первым делом определил возраст каждого дерева. Самое древнее, растущее у его подножия, появилось на свет в самом начале XVI века. Возраст его достигает 480 лет. Самое же старое дерево на самом кратере росло там с 1770 года. Получается, что Патомский кратер образовался никак не позже последней даты, а, по логике, несколько раньше... Дерево не может расти на голых камнях, поэтому там должна была образоваться почва, а это еще плюс лет двадцать. То есть кратеру не менее 250 лет.
Странная аномалия в образовании годичных колец проявилась на спилах всех деревьев старше 200 лет! Но совершенно разным образом.
У самого подножия «Гнезда огненного орла» мы спилили три дерева. У первого ствол лежал на склоне кратера, но часть корней все же оставалась в земле, и дерево было живо. Второй спил был взят с сухого ствола, отломившегося давным-давно от живого и сейчас дерева. А третий - от сухой, давно погибшей лиственницы.
Оказалось, первое дерево упало в 1841 - 1842 годах, ствол второго обломился в то же время, да и на третьем тогда же годичные кольца сузились, а через сорок лет оно погибло.
Деревья не имели признаков повреждения огнем. Более того, усохшая лиственница простояла на корню после гибели более 100 лет и не сгорела, хотя при малейшем пожаре должна была вспыхнуть как спичка.
Наиболее вероятная причина - какие-то механические повреждения, в результате которых деревья падали, у них ломались стволы и повреждались корневые системы.
Как в Чернобыле...
Все еще больше запуталось, когда были проанализированы годичные кольца контрольных деревьев, растущих неподалеку от кратера. У них с того же 1842 года ширина годичных колец увеличилась в разы. И удивительно, что, продержавшись на уровне такого высокого прироста около 40 лет, кольца резко сузились.
Резкий скачок роста деревьев происходит либо при резком улучшении минерального питания, либо если лес прорежается и оставшиеся деревья получают больше солнечного света.
Маловероятно, чтобы на лес высыпалось большое количество удобрений. А вот массовый вывал, похоже, был, и причина его пока не ясна. Но резкое, практически «обвальное», снижение прироста после сорокалетнего благоденствия не характерно для этой ситуации.
Мне известен только один похожий случай. Когда после чернобыльской катастрофы из-за выброса радиации рост деревьев резко увеличился. Не имеем ли мы дело с чем-то подобным и тут? Да, сейчас радиоактивный фон на кратере низкий. Но вдруг когда-то здесь выпали короткоживущие радиоактивные изотопы, которые успели к сегодняшнему дню распасться, и радиоактивный фон снизился до естественного? Радиоактивные метеорит? Или же, страшно сказать, искусственный космический объект с ядерным топливом на борту. Вывал леса есть, поваленные и поломанные деревья налицо. Деревья, удаленные от кратера, вообще растут совершенно непонятным образом. И все происходило в одни и те же годы.
В общем, крайне загадочная история.
|
Почему аномальный кратер не изучали во времена СССР
Такой вопрос задают многие читатели. Ведь кратер был открыт еще в 1947 году. А советская наука обладала гораздо большими возможностями, чем наука российская. У «Гнезда огненного орла» можно было бы создать постоянную научную базу, доставлять вертолетами десятки специалистов, вывозить сотни, тонны образцов?
|
- Я пытался организовать экспедицию для изучения кратера, - отвечает его первооткрыватель, бывший сотрудник Иркутского геологического управления, а ныне московский пенсионер Вадим Колпаков. - Закидывал письмами разные ведомства, но безрезультатно. Тогда советская геология решала две масштабные задачи - поиск урана для ядерной бомбы и составление подробной геологической карты страны. Потом переключились на поиск нефти и газа. А изучение же Патомского кратера не сулило выгоды. Мое начальство настойчиво советовало не публиковать материалы о кратере в прессе. Если бы им заинтересовались в Академии наук и отправили бы туда экспедицию, то обслуживать ее - транспорт, связь, общий контроль - все равно бы пришлось геологам. Пришлось бы делиться вертолетами, вездеходами... А у нас были свои задачи и планы, которые, кровь из носу, надо было выполнять. В общем, конфликт интересов разных ведомств получился. Поэтому в те времена на Патомском кратере и не побывала ни одна научная экспедиция.
Вадим Викторович Колпаков ошибается. Недавно в редакцию попали документы об одной полулегальной поездке ученых к Патомскому кратеру в 1963 году. Результаты экспедиции оказались весьма удивительными.
Полный отчет доктора Воронина можно посмотреть у нас на сайте
Андрей МОИСЕЕНКО moisey@kp.ru
Фото Ивана ТИМОШИНА и Евгения КОЗЫРЕВА