«Комсомолка» раскрывает тайну Патомского кратера (часть третья)
"Комсомольская правда", 3 августа 2006

«Комсомолка» раскрывает тайну Патомского кратера (часть третья)

В «Гнезде огненного орла»


В сибирскую тайгу отправилась научная экспедиция, организованная «Комсомольской правдой» и Сибирским отделением Российской академии наук при участии Первого канала. Ученые изучают загадочный Патомский кратер, который якуты называют «Гнездом огненного орла». Первые же результаты ошеломили специалистов - радиоактивный фон на кратере оказался в два раза ниже, чем в окрестностях. Объяснений этому пока нет. Вдобавок кратер до сих пор «живой» - нечто изнутри заставляет его то опускаться, то подниматься. Это подтвердил и эксперимент по акустической спектроскопии - с помощью закопанного на кратере микрофона удалось определить, что между глыбами, из которых сложена наша аномалия, есть огромные пустоты. Значит, выброшенные из-под земли породы еще не успели спрессоваться под собственным весом - дополнительное доказательство его «молодости».

И еще одна неожиданность, попахивающая мистикой, - исчезновение целой семьи якутов, четыре поколения которой постоянно жили вблизи «Гнезда огненного орла». Мы познакомились с ними еще в прошлом году и узнали об их странной истории - в роду все главы семейств умирали не своей смертью. Сейчас же их дом оказался пуст. Сложилось впечатление, что они покинули свое жилище уже несколько месяцев назад и очень торопились - игрушки, одежда, топоры и другие ценные в тайге вещи разбросаны в доме и вокруг него.

Тунгусский метеорит не пролетал?

По возвращении из якутской избы мы узнали, что ученые уже окончательно отказались от версии о самопроизвольной цепной реакции урановых руд под кратером. Радиационный фон низкий, да и никаких геологических признаков урана в окрестностях специалисты не обнаружили.

- Всерьез теперь можно рассматривать только две версии - вулканическую и метеоритную, - заявил за ужином профессор, зав. лабораторией региональной геохимии Института геохимии СО РАН, доктор геолого-минералогических наук Сергей АНТИПИН. - Но проблема в том, что никакого метеоритного вещества мы на кратере пока не обнаружили, а вулканов, даже древних потухших, нет в округе чуть ли не на тысячу километров - район считается абсолютно не вулканическим. Но кратер действительно «свежий» - породы на внешнем кольцевом валу даже не успели обветриться и зарасти мхом. Я оцениваю его возраст в сто - пятьсот лет.

Серьезные ученые не любят публично рассуждать о Тунгусском метеорите - слишком много легенд и баек накручено вокруг этой истории.

Но здесь все выходит очень логично. Пусть Тунгусский метеорит, как считается, упал не в Иркутской области, а в Красноярском крае. Но ведь его там не нашли! А от предполагаемого места падения до Патомского кратера по прямой всего 700 километров с небольшим. Для болидов, летящих со скоростью до 70 км/с, это всего лишних 10 - 15 секунд полета. Может, Патомский кратер как раз и есть воронка Тунгусского метеорита? По возрасту тоже все совпадает. ЧП на речке Подкаменная Тунгуска произошло в 1908 году - сто лет назад без двух годочков. И это совпадает с оценками возраста Патомского кратера, сделанными геологами нашей экспедиции. Неужели нашелся, родимый?


Кратер производит странное впечатление. Геологи говорят, что одни глыбы свежие, еще не успели выветриться, зато другие почему-то превратились в труху.

«Черные» дендрологи

Еще в прошлом году мы отметили, что на склонах и вершине «Гнезда огненного орла» растет с десяток-другой чахлых лиственниц. После нынешней экспедиции на кратере не осталось почти ни одного деревца. По договоренности со специалистами Сибирского института физиологии и биологии растений (СИФиБР) СО РАН мы их все спилили. Потому как по кольцевым спилам деревьев, оказалось, проще всего определить минимальный возраст кратера.

И уже в Иркутске зав. лабораторией биоиндикации экосистем СИФиБР, доктор биологических наук Виктор ВОРОНИН легко посчитал, когда же образовалась наша аномалия.

- Все спилы сделаны с деревьев возрастом от 170 до 230 лет, плюс-минус пять лет, - утверждает доктор Воронин. - Значит, годочков кратеру никак не меньше 230. Но чтобы дерево начало расти, на камни ветер должен нанести почву. Природные условия Бодайбинского района таковы, что на это ушло еще лет двадцать. Моя оценка возраста кратера - 250 лет.


Семья якутов исчезла, но игрушки - самодельные деревянные машинки и тряпичные безглазые куклы - почему-то разбросаны по всему двору.

Увы, версия с Тунгусским метеоритом блистательно провалилась. Патомский кратер образовался от падения другого болида, если действительно так все и было, еще в середине XVIII века. Падения его мог никто и не заметить. В то время эта территория хотя уже и принадлежала Российской империи, но люди тут не жили. Активно осваивать Бодайбинский район начали лишь спустя сто лет, когда здесь нашли первое золотишко.


Якутский деревянный «холодильник» стоит на сваях - чтобы река не подтопила и зверь не залез.

Что под кратером лежит?

Точный возраст «Гнезда огненного орла» мы узнали уже потом, в Иркутске. А сейчас ученым предстояло провести главный эксперимент - попытаться определить, что может лежать в глубине под кратером.

Профессор Иркутского государственного технического университета, доктор геолого-минералогических наук Александр ДМИТРИЕВ:

- Магнитная съемка с протонным магнитометром - самый простой и быстрый способ определения железорудных месторождений. Если под землей имеются залежи, например, железа или других ферромагнетиков, то напряженность магнитного поля тут резко повышается. Очень удачно, что Патомский кратер стоит в районе, где практически нет железных руд. И если магнитное поле на кратере будет выше, чем в его окрестностях, то, значит, под ним действительно лежит нечто с повышенным содержанием железа или, например, титана.

На магнитное исследование кратера ушел весь день. Через каждые 10 метров - замер, потом - запись, замер - запись... Центральная горка, ров, внешний конус, потом вниз по насыпи, вдоль, поперек... Нуднее работу представить себе трудно. И тем приятнее было вечером, когда профессор Дмитриев, отказавшись от ужина, пару часов проколдовал с ноутбуком, а затем объявил:

- Уж я не знаю, метеорит это или космический корабль, но определенно под кратером что-то есть. Нечто с аномально высоким для этих мест содержанием железа или других ферромагнетиков.

Обработка данных магнитометрии показала, что лежит это «нечто» на глубине 100 - 150 метров. И меняет магнитное поле настолько, что приборы чувствуют изменения на территории, в два раза превышающей размеры кратера.

- Мне все-таки кажется, что мы имеем дело с метеоритом, - заключил Александр Георгиевич. - Но с метеоритом странным, который не взорвался от удара о землю, а как бур ушел глубоко внутрь. Но таких метеоритов еще никогда никто не видел, поэтому и от вулканической версии отказываться пока рано.

Андрей МОИСЕЕНКО   moisey@kp.ru  
Фото Евгения КОЗЫРЕВА.