ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ТУНГУССКОМУ МЕТЕОРИТУ
О чем писали "Известия" 7 июля 1938 года
15:42 07.07.05
"Это был не просто удар, это был гигантский взрыв, так как вся энергия движения метеорита при мгновенной остановке, согласно законам физики, перешла в тепло. (...) Взрыв был потрясающим и в буквальном, и в переносном смысле слова. За 400-450 км от места падения (в Киренске, Нижне-Илимске, Нижне-Корелинске) наблюдался вертикальный огненный фонтан высотой не менее 20 км. Гул взрыва был слышен на расстоянии до 600 и даже 1000 км. (...)"
Последняя полоса "Известий", "подвал" слева - место, где в 1938 году традиционно ставились научно-популярные материалы. Накануне шел большой текст, посвященный 45-летию смерти Мопассана, перед этим - статья Мариэтты Шагинян "Советская урология". Сегодня - Тунгусский метеорит, 30 лет со дня падения. Правда, по каким-то причинам публикация вышла не в дату события (30 июня), а через неделю. Еще употребляется выражение не "Тунгусский", а "Сибирский метеорит". Автор статьи - доцент МГУ И. Астапович.
- Игорь Станиславович Астапович - один из ведущих специалистов по "тунгусской проблеме", - комментирует сегодня давнюю публикацию московский астроном Виталий Ромейко. - С Астаповичем - своя история. В то время шла очередная волна репрессий. Он чувствовал: не сегодня завтра придут. Решил не ждать. Сложил чемодан, тихо отправился в Сибирь. Там и переждал опасное время.
Это был не главный, но интересный поворот в разговоре с Виталием. "Тунгусская загадка" волнует уже несколько поколений ученых. Вот время, в которое им выпадало жить. Вот уровень знаний, на каждом этапе свой. Вот характеры. Как все соотносилось?
1920-1930 годы... Самое громкое имя среди исследователей "тунгусского чуда" - профессор Леонид Кулик ("метеоритная" гипотеза, восемь экспедиций). В 1941-м пожилой ученый уходит в московское ополчение. Плен. Но выясняется, что немцы слышали про знаменитого "астронома Кулика" и потому даже готовы относиться к нему мягче, чем к прочим. Но сам Леонид Алексеевич поблажек не хочет; в госпитале ухаживает за больными и ранеными, заражается тифом, умирает в апреле 1942-го. 1946 год... Позади Хиросима. Фантаст Александр Казанцев публикует рассказ "Взрыв": там "тунгусский метеорит" - это погибший над Землей инопланетный корабль с атомным двигателем. Группа академиков разделывает Казанцева под орех, но... Конец 1950-х - начало 1960-х... Расцвет космонавтики. А уже подросли мальчишки, когда-то читавшие Казанцева, полемику вокруг "Взрыва". Сейчас они - студенты. Засевшая в памяти с детства романтическая история бередит душу. Начинается на долгие годы период массового, охватившего весь Союз, движения энтузиастов, самодеятельных экспедиций в зону падения таинственного объекта. В споры молодежи включаются серьезные ученые. Сам Королев (!) дает добро на то, чтобы в одну из таких неформальных экспедиций вошли его люди; среди тех, кто ездил тогда в сибирскую тайгу, - молодой инженер Георгий Гречко, впоследствии знаменитый космонавт...
Так что же произошло 30 июня 1908 года в междуречье Лены и Нижней Тунгуски? Падение крупного болида? Удар кометы? НЛО? Плазмоид? "Черная дыра"? Некое небесное тело спровоцировало взрыв метана в местных болотах? Инопланетяне геройски подставили свою "тарелку" под падающий астероид, чтобы спасти землян? Тоже гипотеза... Их несколько десятков, на каждую - свои "за" и свои "против". Нет пока одного - окончательного ответа.
Сам Виталий Ромейко - из тех самых "искателей", начинавших в 60-е. 22 экспедиции в "зону". Автор книги "Тунгусский метеорит: поиски и находки", главный редактор сайта "Тунгуска. Ру". Ведет астрономический кружок при Доме детского творчества и возит на Тунгуску сегодняшних пацанов-школьников. Говорит: возвращаются потрясенные и заболевшие Великой Тайной на всю жизнь.