НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Во Флоренции профессор ТГУ прочла доклад о тунгусском метеорите
Как и Олимпийские игры, международные геологические конгрессы проводятся раз в четыре года. 32-й МГК прошел в августе во Флоренции, куда съехались более семи тысяч делегатов. Самой большой была делегация хозяев - 600 человек, вторая по численности - 540 человек - российская во главе с министром природных ресурсов РФ Ю. Трутневым. В ее составе была и томичка, директор Сибирского палеонтологического научного центра, завкафедрой палеонтологии и исторической геологии, профессор ТГУ В. Подобина.
- Вера Михайловна, как известно, Сибирь является российской кладовой полезных ископаемых, а много ли сибиряков было в столь представительной делегации на шей страны?
- Увы, нет. Основу делегации составляли москвичи, большая группа была из Санкт-Петербурга, а представителей других регионов были лишь единицы. Все деньги стекаются в столицу, а участие в международном конгрессе – дело достаточно дорогое. Мне повезло: организаторы конгресса основную часть затрат взяли на себя. Свой доклад на МГК об эндемичных заболеваниях мамонтов в конце плейстоцена прочитал и мой ученик С. Лещинский. Поездка стала возможной благодаря тому, что он выиграл грант как молодой ученый. В Италии проведению конгресса придавали очень большое значение, в заседаниях принимали участие не только ученые, но и множество официальных лиц. На первом пленарном заседании выступил наш министр природных ресурсов Ю. Трутнев с большой речью о природных богатствах России и привлекательности иностранных инвестиций.
- Что примечательного обсуждали в Италии?
- Закат концепции плитной тектоники. Данная теория появилась в 60-е годы прошлого века в США, в России ее расцвет пришелся на 80-е годы, но в настоящее время у нее все меньше сторонников. Нет оснований считать, что земная поверхность разбита на плиты, которые перемещаются. Это отражено и в изданном нами учебнике по исторической геологии. Есть древние континенты, так называемые кратоны, которые "корнями" своими уходят на 60 километров вглубь и, как якоря, держат плиты и никуда не позволяют им двигаться. Раздвижения случаются только в самых ослабленных, рифтовых зонах земли, где происходят новообразования океанической коры. Во Флоренции мы познакомились с Э. Наливкиной, родственницей знаменитого российского академика Дмитрия Васильевича Наливкина, прославившего питерский Горный институт. Она занимается докембрием и исследованиями на сверхглубоких скважинах, в частности Кольской, доказывает несостоятеьность концепции плитной тектоники. Она обещала в октябре прислать свою новую книгу, в которой все это изложено. Множество встреч состоялось и с учеными других стран, с которыми я знакома лично либо по многолетней научной переписке. Так, например, профессор У. Бергрен из США представил во Флоренции свой новый атлас планктонных формифер эоцена. Мы с ним давно знакомы, я ему отправила две свои монографии, он также присылал мне свои главные работы.
- Кроме доклада о палеогене и верхнем меле Западной Сибири, чем вы давно занимаетесь, во Флоренции вы еще выступили с докладом о тунгусском метеорите?
- Я не являюсь специалистом в этом вопросе. Но такой доклад меня попросил сделать доцент, декан ГГФ Г. Татьянин, подготовивший его в соавторстве с В. Епифановым. Они считают, что ничего внеземного в этом феномене не было. Это был взрыв подземного газа, который по разломам поднялся в воздух и из-за грозового разряда взорвался. Мощность взрыва получилась равной мощности атомной бомбы. Поэтому при исследованиях ничего внеземного не обнаружено, а только земные - летучие и нелетучие - элементы, которые поднялись по трещине на поверхность из нижележащих пород. В Тунгусской синеклизе действительно проходят два глубинных разлома по месторождениям Ванаварской группы - меридианальный и широтный. И если землетрясение прорвало "покрышки", то газ мог подняться и взорваться. Но как тогда объяснить светящийся шар, который наблюдали очевидцы, и аномалии концентрической вывалки леса? На конгрессе мне задавали множество вопросов на эту тему, но полностью удовлетворить любопытство коллег мне не удалось. Еще один интересный доклад представил на МГК заведующий кафедрой полезных ископаемых МГУ В. Старостин. Москвичи покусились на еще одно широко распространенное мнение, что такие углеводороды, как нефть и природный газ, имеют в основном органическое происхождение. По их мнению, на границе архея и протерозоя сформировалось земное ядро, тогда-то и выделилась масса элементов, в том числе железо, золото, углеводороды и прочие. Я тоже всегда говорила, что наше Уренгойское месторождение и прочие, приуроченные к Омскому глубинному разлому, с такими гигантскими запасами не могли образоваться только за счет органики! Еще одним приятным сюрпризом была выставка "GEO-EXPO", на которой страны-участницы представили множество печатной продукции, в том числе геологические карты, атласы, книги. Все это можно было получить абсолютно бесплатно. Я набрала 30 с лишним килограммов - пять мест багажа - и везла этот груз из Италии в Москву, где затем эту нужную для нашей кафедры литературу отправила в Томск почтой. Кроме того, если еще говорить о пользе флорентийских контактов, то в павильоне российского предприятия "Норильский никель" я договорилась о практике для наших томских студентов-геологов.
Сергей МАЖЕНКО