Однажды, не очень давно, но нельзя сказать, что и недавно, произошло событие, значимость которого нельзя преуменьшить, ибо своим явлением в истории человечества оно открыло, ни много, ни мало, новую эпоху. Эпоху поисков и разочарований, надежд и очарований. Надо признать, что хотя речь и идет о совершенно необычном и до сих пор непонятном событии, но все же это одно из множества необычных и непонятных событий, оставшихся в памяти людей за долгие тысячелетия нашего бытия. Но наверняка - одно из последних.
О чем же речь? - спросят самые нетерпеливые. Чтобы удовлетворить их любопытство и нетерпение, произнесем поскорее ту «магическую формулу», таинственное словосочетание, подобное древнему заклинанию, которое вызывает у посвященных внутренний трепет и заставляет усиленно биться сердца.
Тунгусский метеорит
Этот феномен прошедшего века снова на устах. Память о нем наверняка переживет многие поколения и, возможно, навсегда застынет в еще одной прекрасной, но, к сожалению, пока еще не сочиненной легенде о новом Фаэтоне, промчавшемся в утреннем эвенкийском небе 95 лет назад к ужасу очевидцев и к неоскудевающей радости исследователей, занимающихся разгадками тайн Мироздания.
Право же, как скучно бы жилось на этой планете многим и многим тысячам людей, не подкинь им Провидение подарок - загадку в виде снежного человека или лохнесского чудовища, Бермудского треугольника или НЛО. Но ни один из этих подарков не сравнится с тем, какой подбросила Вселенная Эвенкии 30 июня 1908 года. Ни по размеру «следа» гостя из космоса, оставшегося среди тайги, ни по степени воздействия на мировое людское воображение, выдавшее за прошедшие 95 лет напряженных раздумий о природе Тунгусского феномена не менее 100 гипотез и домыслов на тему «что же это было?» и, надо признать, что чем богаче фантазия исследователя, тем экзотичнее гипотеза.
Так что же это было?
- Комета - авторитетно и безапелляционно сказал, как отрезал, академик Фесенков.
- Да это же космический корабль инопланетян! – перебивая академика, с фанатичным блеском в глазах закричали А. Казанцев и Ф. Зигель.
- Вы все заблуждаетесь, это всего лишь облако космической пыли, - снисходительно улыбнулся В. Вернадский.
- О, нет, нет, это антивещество! сморщил высокий лоб Уиллард Либби и помахал в воздухе своим указательным перстом.
Ну, а я, не смея даже приблизиться к этому ученому ареопагу, скажу с искренней уверенностью в своей правоте:
- Пусть это так и останется тайной и на следующие 95 лет. Тайна завораживает! Тайна всегда привлекает! Тайна дает толчок воображению, а воображение будоражит сердце, не давая ему стариться.
В конце концов, кто выиграет от того, что Тунгусский феномен вдруг перестанет быть загадочным и станет всем понятным? Это же конец всем симпозиумам и конференциям! Конец ежегодным паломничествам в «храм» Кулика! Конец веку «метеоритного романтизма»! Да и ко всему прочему, это же разочарование для многих уважаемых мною людей. Они отдали метеориту свои лучшие годы. Тратили на самодеятельные экспедиции свои отпуска, деньги, силы. В далекие 60-е, в годы бескорыстных романтиков и верящих энтузиастов, сплотила тайна метеорита. Это было время прорыва человечества во вселенную. Время надежды встретить, или хотя бы услышать братьев по разуму. Их следы были везде - в наскальной живописи Алжира и японских статуэтках, в менгирах Англии и мегалитах Ливана, в легендах Майя и колоссах Пасхи. Как же их не могло быть в эвенкийской тайге? В единственном месте мира, где в новейшей истории человечества едва не произошел контакт.
Есть контакт!
Собираются рюкзаки и закупаются продукты. Разрабатываются планы работ и привлекаются участники. И это все при минимальной, а порой и вовсе отсутствующей, материальной поддержке государства. Это - дух 60-х. Дух настоящей интеллигентности, взаимопомощи и патриотизма. Ныне такое едва ли возможно. Ныне не век романтических энтузиастов, а век меркантильных прагматиков. А «шестидесятники» уходят. Но, уходя, оставляют песни и стихи, книги и воспоминания. Оставляют ту самую идею, которая на протяжении десятилетий сплачивала самых разных людей. Делала их единым целым, коллективным сознанием,весь потенциал которого был направлен на раскрытие тайны Метеорита.
Но тайна не поддалась. Значит ли это, что десятилетия титанического труда прошли напрастно? Только человек ограниченный и глупый может ехидно усмехнуться и сказать: «Не на то они себя потратили». Только ограниченный и глупый. Ибо в жизни этих людей было дело. Дело, которое не затмили бытовые трудности, основная работа, непонимание начальства, подозрительность всемогущего КГБ. Дело, плодами которого стали и государственный природный заповедник «Тунгусский», и международные симпозиумы по Метеориту, и ежегодные паломничества к Избам, и даже, наверняка, единственная в России.
Улица метеоритная
Но главное, Метеорит многих из них сделал друзьями на долгие годы, немногих спутниками по жизни, некоторых поэтами, некоторых писателями, но всех, притянутых им, заставил полюбить Эвенкию. И сейчас, спустя десятилетия, где бы они ни находились, в Москве или Петербурге, Новосибирске или Томске, манит их Синильга березовой веточкой, с клейкими, нежными листочками. И просыпаясь среди ночи, в неосознанном порыве ищут они свои рюкзаки и, созваниваясь друг с другом, уточняют планы на лето. И начинают откладывать в «загашники», чтобы летом вновь увидеться в пыльной, патриархальной Ванаваре и оттуда поскорее добраться до заветной Пристани, а там уж и рукой подать до Избы.
Говоря проще, Метеорит дал этим людям СМЫСЛ, а они, в свою очередь, даже не желая этого, превратили его из явления физического в явление культурное. Да, да, ни много, ни мало.
Явление культурное
Сколько песен и стихов родилось на Пристани или Заимке? Сколько людей нашли свою Любовь на Тропе Кулика? А сколько их, увидевших настоящую Красоту девственной природы и проникшихся ею на всю жизнь? Только деревянный «божок», охраняющий ближайшие подступы к Куликовской избе, знает это. Но он молчит, строго храня тайну увиденного и услышанного им за многие годы. Так что еще раз повторю, пусть Тайна Метеорита так и остается за «семью печатями» и пусть так же продолжает сплачивать людей, даря им дружбу, любовь, красоту и веру.
А в идеале неплохо бы, чтобы у каждого был свой Метеорит, и тогда, я уверен, мы были бы добрее, а жизнь наша была бы гораздо интереснее. Но увы, Метеориты, подобные нашему, прилетают довольно редко, а если и при летают, то не все их находят. А когда человек не находит свой Метеорит, то он находит что-то другое. Хорошо если это будет ДЕЛО, дающее СМЫСЛ, но, к сожалению, современная реальность такова, что чаще находят дельце, дающее выгоду.
Но в этом уж Метеорит не виноват...
Юрий ЕФРЕМЕНКО, с. Ванавара