...Вот уж не думала, что еще способна испытать нечто похожее на священный трепет. С высоты вертолетного полета эвенкийская тайга подавляет своей безбрежностью, словно неведомая лесистая планета, куда еще не ступала нога землянина. Сторонники техногенной версии Тунгусского взрыва считают, что инопланетные гости специально направили свой аварийный корабль в эти и поныне почти необитаемые места. Долго-долго проплывает под нами уходящее за горизонт губчатое болото с тусклым черным зрачком открытой воды посередине — кажется, не то что метеорит, а упавшая с неба Луна сгинет там без следа и без всплеска.
Недаром и все на свете повидавшие космонавты считают уникальной и бесценной эту покрытую девственными лесами часть Сибири. На красноярской конференции, посвященной девяностолетию Тунгусского феномена, было зачитано обращение Международной экологической экспедиции космонавтов к Организации Объединенных Наций с предложением учредить на территории Эвенкии Всепланетный экологический парк № 1. Почетный гость конференции Георгий Иванович Гречко считает, что вскоре, когда большую часть Земли заасфальтируют, наши правнуки будут рваться в эти места, чтобы увидеть первозданную природу. Россия уже сделала первый шаг: два года назад создан Тунгусский государственный заповедник, призванный оберегать от натиска цивилизации обширную и многообразно интересную территорию, хранящую тайну Тунгусского взрыва — самой мощной природной катастрофы на памяти человечества.
ОДНАЖДЫ ВДРУГ ВОРОНА... А МОЖЕТ, НЕ ВОРОНА...
Итак, из раскаленного Красноярска мы перенеслись далеко на прохладный северо-восток, к эпицентру давней катастрофы, открытому в двадцатые годы неутомимым исследователем Леонидом Куликом. Возглавляя первые тунгусские экспедиции Академии наук, он упорно искал, но так и не нашел метеорит — о других версиях не хотел и слышать. Этот человек, писавший научные отчеты ритмической прозой, завещал новым поколениям «тунгусников» свою страстную любовь к истине.
А установить ее нелегко. Даже зафиксированные показания прямых очевидцев катастрофы — всего более 700 — весьма путаны и противоречивы, отчего и приходит на ум забавная песенка из мультфильма «Пластилиновая ворона». 30 июня 1908 года на обширной территории Восточной Сибири наблюдались странные явления, которые даже трудно отнести к одному событию. На запад, на восток, а чаще всего на север по небу летели где огненный шар, где цилиндр, где широкие радужные полосы. Земля гудела и дрожала, словно от приближения гигантского поезда, вода в реках вставала стеной, бесновались и падали с ног домашние животные. Потом что-то вспыхивало за горизонтом и гремел будто бы многократный долгий артиллерийский салют. В других местах звуковые эффекты опережали появление небесного гостя, что грубо противоречит законам физики. Но самое странное — свидетели указывают время аномальных явлений с разбросом в несколько часов. Исследователи списывали это на обычную невнимательность, хотя трудно поверить, что десятки людей сразу могли перепутать раннее утро с полуднем. Жители фактории Ванавара, расположенной ближе всего к предполагаемому месту падения «метеорита», вообще не заметили пролетающего объекта, зато увидели и ощутили страшный взрыв. Огнедышащий вихрь снес одного аборигена с крыльца, другому опалил волосы и уши. Трудно представить, что творилось в эпицентре, в 80 километрах к северу от Ванавары. Леонид Кулик через двадцать лет застал здесь поваленный на тысячах гектаров опаленный лес и словно взрытую землю. Потомки свидетелей-эвенков только недавно начали потихоньку рассказывать, как на периферии взрыва ветер уносил в небо людей и оленей, а те, кто пытались спастись в реке, все равно пали жертвой небесного огня. Коренные жители до сих пор боятся посещать проклятое шаманами место, где бесновался огненный бог Огды.
... Земля залечила раны, на пожарище вырос здоровый молодой лес. Правда, поваленные деревья еще не до конца обратились в прах, а в эпицентре стоят отдельные мертвые стволы знаменитого «телеграфного леса» — опаленные и лишившиеся ветвей. Но эти свидетели молчат.
ОДА КСЭ
Современная наука перестала удивлять мир, потому что сама разучилась удивляться. Плохо объяснимые явления ее не слишком интересуют. Неудачные попытки обосновать метеоритную, а потом кометную версии Тунгусской катастрофы привели к тому, что Академия наук постепенно остыла к этой проблеме. Все бы давно уже забыли о странном «метеорите», если бы не Комплексная самодеятельная экспедиция — уникальное явление в истории науки, существующее словно назло благоразумию.
Толчком к образованию КСЭ послужило начало космической эры. Легенда о потерпевшем аварию в тайге инопланетном космическом корабле, ярко представленная писателем Александром Казанцевым, вдруг перестала казаться фантастикой. Группа научной молодежи из Томска в 1958 году наполовину всерьез попыталась поискать в эвенкийской тайге остатки космического аппарата, и уже не смогла свернуть с естествоиспытательской «тропы Кулика». Экспедиция затянулась на сорок лет и вовлекла в свою орбиту сотни людей, среди которых оказался и будущий космонавт Георгий Гречко.
— Я тогда уже работал у Королева, но еще не смел и мечтать о космическом полете — Циолковский ведь обещал его только через сто лет, — вспоминал космонавт на красноярской конференции. — А тут, понимаете ли, шанс поторопить историю, изучить инопланетный опыт. Королев благословил экспедицию на Тунгуску, и наша небольшая группа присоединилась к КСЭ. Хоть мы и ничего не нашли, я до сих пор не отвергаю гипотезу инопланетного визита. Только всегда было жалко погибших коллег. Много позже, когда я как инженер рассчитывал посадку на Луну, вдруг подумалось, что ведь и гости в аварийной ситуации могли включить ступень запуска, и тогда на Тунгуске произошел не взрыв, а старт космического корабля. Но если уж говорить совсем серьезно, то настоящим Тунгусским феноменом является сама КСЭ. Нигде и никогда в мире не было, чтобы сотни людей из года в год посвящали свой отпуск бесплатной каторжной работе среди комариных болот, выискивая крупицы истины.
Этих крупиц накопилось довольно много. Одна из них весит около десяти тонн и называется «камнем Джона», по имени первооткрывателя Джона Анфиногенова. Камешек хоть и вполне земной по составу, но снизу оплавлен и по всем данным прилетел на вершину горы откуда-то издалека. Сам Джон Федорович сейчас пытается доказать, что инопланетные твердые породы вполне могут быть сходны с земными, и тогда его камень — осколок метеорита, впрочем, необязательно искомого.
На территории Тунгусского взрыва силами КСЭ выявлены многочисленные физические и биологические аномалии, про которые бессменный руководитель самодеятельной экспедиции академик Н.Васильев на конференции обронил: «Тут серой пахнет...». Например, новый лес растет почему-то гораздо быстрее контрольного и обнаруживает склонность к мутациям.
Лучшим образцом титанических усилий КСЭ может служить математически выверенная схема радиального повала леса в районе катастрофы, которая дает богатую информацию о силе и направлении взрыва. Для ее составления пришлось обследовать 60 тысяч поваленных деревьев. Сейчас вроде бы уже никто не сомневается, что Тунгусская катастрофа действительно имела место, взрыв произошел в воздухе на высоте нескольких километров и его сила была просто невероятной — от сотен до тысячи Хиросим! В остальном у исследователей согласия нет.
ТАЙНА ОСТАЕТСЯ ТАЙНОЙ
Основной вопрос, который не дает покоя ученым — куда, все-таки, делось вещество, несшее такой невероятный заряд энергии? По расчетам, его должно быть тысячи тонн. На месте взрыва найдены лишь ничтожные следы космической пыли, весьма обычные для всей поверхности Земли. Еще не побежденные сторонники метеоритной гипотезы теперь говорят, что осколки небесного тела могли разлететься гораздо дальше от места взрыва, чем раньше предполагалось. Например, их мог всосать вакуумный тоннель, пробитый в атмосфере быстро летящим гигантом, и тогда осколочный дождь должен был бы выпасть где-то в районе Иркутска.
Другие исследователи довольно убедительно доказывают, что взрыв, подобный Тунгусскому, не мог быть связан с кинетической энергией летящего объекта, будь то метеорит или комета. Энергия могла быть только внутренней, то есть ядерной или химической. Но радиационный фон на месте катастрофы если и повышен, то крайне незначительно. Химического заражения тоже нет.
Огромная шаровая молния, оторвавшийся от Солнца плазмоид? «Классических» физиков от этих предположений коробит...
Труднее всего опровергнуть «космолетчиков», поскольку характеристики их объекта вовсе неизвестны, а потому и не могут быть подвергнуты сомнению.
Мне, как абсолютно нейтральному участнику конференции, было хорошо заметно, что почти каждый докладчик ловко подгоняет приятные ему факты под ответ, оставляя без внимания неприятные. Конечно, поэтическая вольность называть научные построения «уравнением без известных», но, строго говоря, абсолютно достоверных данных ни у кого из исследователей нет.
КСЭ не остается ничего другого, как продолжить поиск фактов. Даже кратковременную экскурсию в эпицентр взрыва ветераны КСЭ использовали для проверки известного геологам «метода муравейника». Муравьи, оказывается, обязательно строят фундамент для своего дома, а для этого стаскивают разные тяжелые частицы с обширной территории. Взятые в старом муравейнике пробы могут дать интересный результат.
ВЫЗОВ НА ДУЭЛЬ
Мне приходилось слышать, что КСЭ постепенно переродилась в фанатичную секту звездолетоискателей. К счастью, это не так, хотя определенная кастовость наблюдается. Результаты самостоятельных исследователей принимаются настороженно: «Ведь он не из КСЭ...» Я уверена, что находки москвича Владимира Коваля или красноярца Юрия Лавбина вызвали бы на конференции гораздо больший интерес, если бы были сделаны «своими». Коваль уже много лет работает по предполагаемой трассе дальнейшего полета Тунгусского тела и недавно нашел любопытный кусок железа, по форме напоминающий вытесанное топором пушечное ядро. Владимир полагает, что Тунгусский метеорит был сложным по составу: каменисто-льдистая масса была насыщена такими ядрышками, как булка изюмом. Лавбин же ищет следы Тунгусской катастрофы на территории всего Красноярского края. Основания для этого есть: на космических снимках в восьми удаленных друг от друга точках красноярья зафиксированы странные лучистые образования на земной поверхности, по возрасту леса отнесенные к началу века. На местах картина открывается не менее впечатляющая, чем на Тунгусском вывале леса: камни и обломки деревьев вперемешку сдвинуты в длинные валы, словно в тайге работал огромный бульдозер.
А уж когда на трибуну конференции поднимались «посторонние» теоретики, в зале начинали бить невидимые молнии ярости. Хорошо хоть научные нравы со временем мягчают: однажды, говорят, известный советский исследователь метеоритов П.Драверт попросту вызвал оппонента на дуэль! КСЭ тяжело принимает попытки решить Тунгусскую проблему, не выходя из библиотеки или лаборатории. А вот мне некоторые из таких работ показались заслуживающими внимания.
Новосибирские специалисты по детонации Ю.Николаев и П.Фомин представили подкрепленное модельными экспериментами исследование, показывающее, что на Тунгуске могло взорваться подожженное пролетавшим метеоритом облако метана. Район там действительно нефтегазоносный. Авторы вычислили все параметры газового выброса и пролетающего тела, при которых мощный «вакуумный» взрыв оказался возможным. Получается, что метеорит чиркнул по облаку и улетел себе дальше — искать его нужно примерно в 100 километрах от места взрыва. В модельном эксперименте картина вывала леса практически точно совпала с реальной. Меня особенно подкупило, что Павел Фомин именно за разработку теории неидеальной детонации в свое время получил премию Ленинского комсомола.
Другие участники конференции возражали новосибирцам, что вероятность совпадения многих несвязанных между собою событий ничтожно мала. Впрочем, не менее невероятной была реальная встреча двух новосибирских поездов в газовом облаке под Уфой...
Москвич Андрей Ольховатов вообще ничего не взрывал, а усердно поработал в библиотеке и, по-моему, доказал, что Тунгусский феномен не так уж и феноменален. Правда, в ходе этого исследования неизвестная величина оказалась в ответе уравнения... Ольховатов показал, что события, весьма напоминающие тунгусские, то и дело наблюдаются в разных концах Земли: люди видят пролетающие светящиеся объекты, слышат взрывы, находят кратеры, но потом не могут обнаружить ни крупицы взорвавшегося вещества! В таких случаях принято говорить об НЛО, но Андрей предлагает этим фактам вполне земное объяснение: они связаны с выделением огромной внутренней энергии Земли. Подземный гул, взрывы и необычные свечения чаще бывают связаны с землетрясениями, но, по Ольховатову, могут проявляться и независимо. Автор дал этому явлению название ВНЕЛП — Взрыв нелокальный природный. Восточная Сибирь с ее головоломной геофизикой — настоящий заказник для ВНЕЛП. Случайно ли, что найденный эпицентр Тунгусского взрыва практически совпадает с жерлом древнего палеовулкана, кстати, хорошо заметного из космоса? Гипотеза Ольховатова легко объясняет все несуразности в показаниях свидетелей Тунгусского феномена: они могли наблюдать различные проявления ВНЕЛП, растянутые в пространстве и времени. Правда, загадочный ВНЕЛП, если он существует, еще предстоит «изловить», то есть зафиксировать более чуткими приборами, чем человеческие органы чувств.
Мне, показалось, что ученые бродят уже где-то рядом с истиной. А может и просто изучают ее с разных сторон, как легендарные слепцы изучали слона: кому-то он напоминал змею, а кому-то гору. Во всяком случае, хотелось бы поскорее уяснить, насколько вероятно повторение событий, подобных Тунгусскому взрыву. Ведь придись он на любой индустриальный район, насыщенный опасными объектами —может произойти катастрофа планетарного масштаба. Этот вопрос тревожит уже не только россиян — на красноярскую конференцию прибыли целые делегации из Италии, США и Японии.
НОВЕЙШИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ
Профессор университета Болоньи Джузеппе Лонго уже бывал на Тунгуске. Тогда итальянцы провели интересное исследование микрочастиц, сохранившихся в смоле деревьев, переживших катастрофу. Про результаты Лонго говорит осторожно: «Они не противоречат астероидной гипотезе». Итальянцы готовят основательную экспедицию в район Тунгусского взрыва — планируют в будущем доставить в Ванавару тридцать тонн научного оборудования и легкий вертолет для полевых исследований. Будут подробно, с космической привязкой, изучать ближайшее к эпицентру озеро Чеко. Его донные отложения могут хранить информацию о событиях 1908 года.
Экстремальные условия Эвенкии не пугают итальянцев — они мужественно пережили даже плановое одновременное отключение холодной и горячей воды в лучшей гостинице Красноярска. На Тунгуске было, наоборот, слишком сыро, а команда Лонго не захватила запасную одежду, уверовав в научные данные о сухом и жарком эвенкийском лете. С итальянцами поделились и сухими штанами, и душевным теплом, и всей информацией, добытой в экспедициях КСЭ. Лонго, по-моему, остался доволен — его суперсовременный приборный парк будет предельно загружен разнообразными задачами, предложенными, в том числе, и сибиряками.
Западные исследователи, как я заметила, не увлекаются предположениями. Сначала, говорят, нужны факты. Но как можно искать то, о чем не имеешь представления? Похоже на задачку из русской сказки: пойди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что...
Немного обидно будет, если иностранцы за один сезон сделают больше, чем КСЭ за сорок лет. Но всех тайн Тунгуски в один присест явно не разгадать. В Ванаваре нам рассказали массу историй о местных непонятностях. Есть, говорят, к востоку от эпицентра взрыва некое болото, где несколько лет назад работали нефтеразведчики. Компас там показывает все что угодно, только не верные стороны света. Пока экспедиция обживалась на буровой, куда-то подевались привезенные из поселка кошки и собаки. Потом люди заметили, что и птицы в этих местах не поют, и звери не рыщут, а вот клюква растет какая-то ненормально крупная. Почти у всех нефтеразведчиков начала там со временем болеть голова. В общем, странная какая-то зона, но никто пока не пытался ее исследовать.
Новорожденный Тунгусский заповедник разработал интересную научную программу, но, как водится, не имеет даже минимальных средств для ее осуществления. Надежда только на то, что он сможет стать международным исследовательским и учебным полигоном.
...Никогда не забуду светлые лица первопроходцев КСЭ — седых, полунищих, вероятно, в последний раз поющих песни своей юности у таежного костра. Они не предали науку. Кто сможет — пусть сделает больше.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Этот материал был написан год назад и фрагментарно опубликован в «Общей газете». С тех пор весьма продвинулись в своей работе новосибирцы Николаев и Фомин. Они познакомились с ведущим российским специалистом по природным газогидратам Ю.Дядиным и получили новейшие данные, подтверждающие возможность мощных выбросов метана в исследуемом регионе. Выброс газа мог быть спровоцирован ударной волной от летящего метеорита, которая в грунте распространялась быстрее, чем в воздухе. Таким образом, встреча метеорита с метановым облаком уже перестает быть случайной. Павел Фомин вычислил вероятное местоположение кратера, из которого вырвался метан, рассчитал координаты сектора, в котором нужно искать метеорит и высказал предположение, что знаменитый «камень Джона» был заброшен на вершину горы этим же самым газовым выбросом. Кстати, гипотеза Николаева—Фомина хорошо объясняет и странные явления в атмосфере Земли, наблюдавшиеся до и после Тунгусской катастрофы: появление серебристых облаков вполне могло быть связано с выбросами метана.
Эти и другие предположения, возможно, сумеет проверить профессор Лонго. Пожелаем итальянцам удачи.