Андрей Злобин, Траектория и вывал: все не так просто...
"Новая сибирская газета", 29 августа 1996 г. № 34 (289)

ГИПОТЕЗЫ

На мой взгляд, трагедия Тун­гусской проблемы заключается в грандиозном заблуждении: отождествлении оси симметрии вывала леса с направлением движения метеорита перед взрывом. Как человек, почти 20 лет ежедневно общающийся с газодинамикой, я понимаю заманчивость такого, казалось бы, естественного предположе­ния. И все же, повторюсь, это грандиозное заблуждение.

Внимательный анализ пока­заний очевидцев и тонкой структуры "бабочки" вывала убеждает в другом. Тунгусское тело двигалось в атмосфере по сложной траектории, с манев­ром по азимуту! При этом ме­теорит вошел в атмосферу "с востока на запад", а перед взрывом двигался "с юга на се­вер". Именно этим объясняют­ся противоречия в показаниях очевидцев "восточного" и "южного" сектора. Это же на­ходит яркое подтверждение в показаниях очевидца из дерев­ни Кондрашино.

Житель Кондрашино В. К. Пенигин оказался "нужным человеком на нужном месте". Именно из Кондрашино маневр будет виден так отчетли­во, как описывает его этот че­ловек. И великая удача, что В. К. Пенигин оказался наблюда­тельным. Вслушаемся в его слова:

"...Думали, что упал сразу за речкой. Исчез рядом со скалой Цимбалы, слева. Летел перед скалой, примерно на одну треть высоты скалы ниже ее вершины. От Цимбалы проле­тел километра два и пошел рез­ко вправо, очень резкий угол. В том месте, где он скрылся, не было видно ничего. Он не снижался, летел горизонталь­но...".

Действительно, Кондрашино находится на правом берегу Лены, и при взгляде на севе­ро-запад переход метеорита с восточной" на "южную" трае­кторию будет наблюдаться как "резкий уход вправо". Безус­ловно отчетливым будет в данном случае и описание гори­зонтального движения косми­ческого тела.

Пространственная траектория Тунгусского тела и реальные следы баллистической волны

Форма "бабочки", таким об­разом, совершенно не связана с баллистической волной. Она обусловлена исключительно кумулятивным характером взрыва, его направленностью. К воздействию баллистической волны следует относить абсо­лютно другие "следы" на мест­ности, которые в настоящее время почти не исследованы.

Важно понимать, что при маневре тела в атмосфере на сверхзвуковой скорости проис­ходит образование каустики, вблизи которой избыточное да­вление резко повышается из-за наложения волн давления друг на друга. Так, маневренные возможности воздушно-кос­мического самолета типа "Спейс Шаттл" специально ог­раничиваются в связи с опас­ностью фокусирования волн давления на поверхности Зем­ли. Несомненно, что при высо­кой скорости Тунгусского тела этот факт имел место. Следом образования каустики скорее всего и является тот самый "восточный" вывал, на кото­рый наткнулась экспедиция В. Шишкова в 1911 году. Изуче­ние "восточного" вывала и по­следующее решение обратной задачи может дать ответ на вопрос о скорости Тунгусского тела в процессе маневрирова­ния, о кривизне траектории.

Не следует думать, что восточ­ный" вывал должен, как близнец, походить на уже ставшую тради­ционной форму "бабочки" и иметь строго радиальный характер. Наоборот — след каустики будет скорее всего напоминать обыкно­венный ветровал в форме широ­кой изогнутой полосы или эллип­са. При этом между главным вы­валом и его восточным соседом может оставаться совершенно не­тронутый лесной массив.

Вторым "следом" баллистичес­кой волны Тунгусского тела, судя по всему, является аномалия сред­них направлений поваленных де­ревьев в южной части "бабочки". Ось симметрии этого вывала хорошо согласуется с траекторией Астаповича, установленной по све­жим показаниям очевидцев. Сам же характер аномалии представля­ется достаточно логичным, чтобы быть изученным самым подроб­нейшим образом.

Не нужно обладать большим воображением, чтобы угадать в симметричном "узоре" изо­клин на карте В. Г. Фаста (см. рис. 1) фигуру типа "подковы". Подобные "подковы" хорошо известны специалистам в обла­сти авиационной каустики — они являются результатом фо­кусирования волн давления при старте сверхзвуковых лета­тельных аппаратов. Обычно глубина "подковы" на осевой линии зоны звукового удара составляет всего 30—100 метров и сходит на нет у границ зоны. Причем ширина зоны звуково­го удара в этом месте (расстоя­ние между вершинами "подко­вы") сразу после достижения летательным аппаратом сверх­звуковой скорости составляет 25-35 километров. Таким об­разом, создается впечатление набора высоты Тунгусским те­лом или его фрагментом. Од­нако следует учитывать, что для строгого выявления столь тонкой структуры, как "подко­ва", сетка замера параметров вывала должна быть достаточ­но густой.

Разумеется, автор этой за­метки понимает необходимость подтверждения приведенных выше соображений результата­ми полевых исследований и со­ответствующими расчетами. Вероятно, такая работа потре­бует, как минимум, целого по­левого сезона при условии мас­сового участия энтузиастов. Однако результаты этой работы могут способствовать выходу из того логического тупика, в ко­торый проблема "Тунгусского метеорита" попала по причине обыкновенного гипноза. Иначе и не назовешь заманчивую, но ошибочную связь между осью симметрии "бабочки" вывала леса и направлением действи­тельного движения метеорного тела перед взрывом.

Андрей Злобин