КСЭ - Комплексная Самодеятельная Экспедиция. Это группа лиц, занимающаяся изучением проблемы Тунгусского Метеорита преимущественно в свободное от основной работы время. Это неформальная организация, у которой нет и не было ни устава, ни членских билетов. Пришел, работаешь - ты член этой организации, перестал участвовать в ее деятельности - никто тебя не исключает, не отчисляет - ты можешь вернуться к работе через год, десять, двадцать лет, можешь вообще не возвращаться. Здесь нет избираемых или назначаемых должностей, нет никакой иерархии. Говоришь дело - тебя слушают. Убедил - к тебе примыкают сочувствующие, и намечается новый раздел программы исследований. При этом неважно - академик ты или недоучившийся студент, лишь бы предлагаемая тобой идея была перспективной и интересной.
Работа КСЭ - это сбор полевых данных из района катастрофы, их обработка, интерпретация. Первая наша экспедиция состоялась в 1959 г. Более тысячи человек причастны к деятельности КСЭ. Среди них - академики Королев, Курчатов, Тамм, Арцимович, Лаврентьев, Соболев, Трофимук, ряд других известных специалистов самого различного профиля. Взаимодействовали с КСЭ крупнейшие авторитеты метеоритики и аномальных небесных явлений Фесенков, Флоренский, Кринов, Явнель, Бронштэн, Соботович, Золотов, Зигель, Вронский, а также участники довоенных экспедиций Л.А.Кулика: Суслов, Янковский, Федоров, Сытин, дочь и внук самого Леонида Алексеевича.
За тридцать с лишним лет членами КСЭ по проблеме Тунгусского Метеорита опубликованы три монографии, десять тематических сборников научных работ, более пятисот научных и столько же популярных статей. Ими сделаны более 300 научных докладов на конференциях различных уровней, включая международные.
Кстати, о международных контактах. Начиная с 1989 г., в полевых работах КСЭ регулярно принимают участие иностранные специалисты. А еще ранее контакты на уровне обмена информацией, использования зарубежной аппаратуры для анализа образцов, совместных публикаций были установлены практически со всеми странами мира.
1995 г. ознаменовался для КСЭ двумя крупными событиями. Во-первых, вышла книга В.К.Журавлева и Ф.Ю.Зигеля «Тунгусское диво», где впервые после монографии Е.Л. Кринова «Тунгусский метеорит», изданной еще в 1947 г., в достаточно популярной форме изложено все известное по этой проблеме на сегодняшний день. Во-вторых, была проведена международная конференция по проблеме Тунгусского Метеорита. Конференция работала два дня в Москве, три дня - в Томске, день - в Ванаваре и три дня непосредственно в эпицентре катастрофы. Только из дальнего зарубежья в ней участвовали более 10 человек. На 1996 г. намечена очередная международная конференция в Италии, на которую из КСЭ приглашены 10 человек. Словом, КСЭ живет, развивается, вовлекает в свою орбиту уже и дальнее зарубежье.
Есть в КСЭ свои традиции, свои неписанные законы. Одна из этих традиций - общий сбор. Обычно он проходит 1-2 мая в тайге под Томском и 7-8 ноября в городе. В мае обсуждается программа на летний сезон, осенью подводятся итоги полевых работ, намечается тематика научных статей. Кончив деловую часть, накрывают столы, разливают «по две крышки от фляжки». А начинается «неофициальная часть» всегда с очередного приказа по КСЭ, выдержанного в самых махровых бюрократических тонах. Непременным атрибутом каждого сбора является «Курумник» - рукописный журнал, издаваемый в количестве одного экземпляра. Здесь и проза, и стихи, и тексты песен, и рисунки, и фотографии. Все это - с юмором, шутками по поводу ситуации, складывающейся вокруг очередной экспедиции в район Тунгусской катастрофы. Не оскудела земля Российская талантами! Есть песни грустные, лирические, есть шутливые, иронические. Авторы произведений - члены КСЭ, обладающие (а то и вовсе не обладающие) поэтическим даром.
Так что ж это, в конце концов, за нестандартная научно-общественная организация, где личное сочетается с общественным, общественное - с производственным, да и чисто производственное находится далеко не в загоне? Подлинная история феномена КСЭ пока не написана. Может быть, кто-либо, и скорее всего из членов КСЭ, возьмет на себя труд написать ее. В то же время своеобразная история этого сообщества писалась непрерывно и многими авторами. Только история эта излагалась в стихах, песнях, балладах. Создавались они, как правило, в поле, отражая или какой-то очередной эпизод, или очередное настроение, связанное с внутриКСЭшными событиями, а нередко и с событиями общественными, государственными, а то и межгосударственными. Многое в этих стихах выражено иносказательно, с подтекстом. Не все и не всегда без пояснений понятно непосвященному. Но это - описание того, что на самом деле было, что пережили участники этих событий, их мнения, оценки ситуации.
Сами создатели космодранческой литературы склонны объяснять ее природу если не мистическими причинами, то известным эзотеризмом Тунгусской тайги: «Откуда взялись эти стихи? Мы этого не знаем. Может быть, они жили здесь, в лесу, всегда и услышав голоса, выходили на тропу, как маленькие дети, садились нам на плечи, обнимали мохнатой лапкой за шею и что-то горячо шептали на ухо. А может быть, стихи составляли содержимое контейнеров звездолета, погибшего над Тунгусской тайгой, и тонкой кристаллической пылью распространились на просторах Евразии» («Сибирские огни», №3-6, 1992).
Достоверно одно: без мифологии, без устного поэтического предания, только на одной научной идее (хотя она заразительна и сама по себе), сообщество людей, именуемое КСЭ, не смогло бы существовать и развиваться. Не зря в нашем гимне, исполнением которого открывается любой общий сбор, есть слова:
Этот мир на самом деле тесен
Без дерзаний, без дорог, без песен.
Г.Ф. Плеханов, доктор биологических наук, профессор,
г. Томск, 30 июня 1996 г.