В.И.Васильев
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕТЕОРИТАХ В МЕЖДУРЕЧЬИ ТАЗА И ЕНИСЕЯ
В мировоззренческом комплексе ненцев и других народов севера Сибири еще в относительно недавнем прошлом определенное место занимал культ священных камней, которые почитались в связи с разными обстоятельствами в жизни человека. К этим камням люди обращались с просьбой содействовать в промысле песца или какого-либо другого зверя. От них зависело, будут ли удачными задуманное предприятие или предстоящая поездка в соседнее стойбище. Священные камни могли способствовать избавлению от телесных недугов либо недомогает.
Находясь в силу каких-то обстоятельств поблизости от священного камня или проезжая мимо на нарте, ненец непременно останавливался и оказывал ему знаки внимания. Это должно было избавить от затруднений, невзгод в пути и иных превратностей судьбы. Во всех подобных случаях совершались жертвоприношения. Возле камней оставляли монеты, кусочки сукна, лоскутки меха; землю поблизости от них кропили спиртом или водкой, посыпали табаком. В особо серьезных случаях забивали оленя и оставляли на месте рога.
Роль священных камней в пантеоне народов севера обычно выполняли наиболее выделяющиеся на местности утесы или скалы, причудливой формы валуны и т.д. Наряду с этим зафиксированы случаи, когда в качестве объектов поклонения и свершения культовых церемоний использовались предметы космического /вероятнее всего, метеоритного/ происхождения.
Вот несколько полевых записей, отражающих подобный сюжет, в которых идет речь о ненецком родовом святилище под названием Нумгы-пой. "Нумгы" - в переводе с ненецкого означает "звезда". "Нумгы-пой" ненцы переводят по-разному: "между звездами", "бог гора" и т.п. Согласно ненецким рассказам, происхождение Нумгы-пой связано с небом. Во всяком случае один из наших информаторов Лырмин Ф.И., 1888 г, рожд, утверждал это весьма определенно: "Нумгы-пой - это наш лырминский шайтан. Раньше он с неба - место на землю - место упал. Нумгы-пой на Тазу был."
А вот рассказ очевидца /Ямкин К.Д. 1903 г. рожд./, побывавшего на озере Нямбой-то, в верховьях Таза, где находится Нумгы-пой, и наблюдавшего его. По его словам, Нумгы-пой находился в специально сделанных нартах /рассказчик говорил "санках" - В.В./ "Санки деревянные, как балок / жилой домик, поставленный на нарты и представляющий собою деревянный каркас, обтянутый пологом сшитым из оленьих шкур, и брезентом - В.В./. Туда люди приходили. Приносили всякое и хозяевам отдавали". Обращает на себя внимание, что этот рассказ во многом /вплоть до деталей/ совпадает с полевыми записями, сделанными на Тазу, в пос. Тибей сале Л.В. Хомич в 1968 г. Её информатор ненец М. Ямкин видел аналогичный "шайтан" /название Нумгы-пой не приводится - В.В./ в том же районе вблизи озера Нямбой-то. Привозку этот рассказ в изложении Л.В.Хомич. По словам М. Ямкина, священная нарта имела семь /пар -В.В./ копыльев, на передних частях нащепа было по семь зарубок, а головки нарт имели форму человеческих голов. На нарте был установлен деревянный ящик с отверстием или подобием дверцы. Далее М.Ямкин сообщает, что в ящике помещалась антропоморфная фигура, высеченная из черного камня, которой приехавшие помазали рот жертвенной кровью специально задушенного оленя. Это святилище принадлежало ненцам рода Нгаседа. Енисейские ненцы также утверждают, что хозяевами шайтана Нумгы-пой были ненцы рода Нгаседа. Вот эти рассказы. Лырмин Ф.И.: "Были хозяева у него Лырмины. Лырмин Пыяси старший"; Яшин К.Д.: "Хозяин у него Нгаседа был. Старик был. Он шаман был. Пелту старик".
Существуют и другие ненецкие рассказы о "шайтанах" небесного происхождения.
Вот некоторые из них. О "шайтане Яхя-мюй, Яхя-мюй - в переводе с ненецкого "реки середина". Запись сделана от Лырмина Ф.И. "Яхя-мюй женщина была. Пальчинский шайтан /т.е. его хозяевами были ненцы рода Чор» носившие фамилию Пальчин - В.В./ Тоже на Тазу. С неба-место упала посредине маленькой речки. А сама женщина большая. Люди пришли, хотели ее на санки класть, не помещается: такая большая. Второй раз пришли. Она меньше стала, но все равно не помещается. Третий раз пришли: совсем маленькая стала".
Еще один рассказ, повествующий о"шайтане" под названием Моропан, принадлежит ненке Сапожниковой /урожд. Ямкина/ М.Н. 1913 г. рожд, и связан географически уже не с Тазом, а с Енисеем. "Моропан против Карасина / поселок» в прошлом станок на нижнем Енисее - В.В./ упал. Как чугун, как камень был. Человек его нашел. Шаман или кто, не знаю. Цвет его черные. Он на правый берег упал. На яру в Карасино лежит. Его Нгаседа нашел. Третий или четвертый от нас дедушка"/т.е. три или четыре поколения назад - В.В./.
Приведенные этнографические материалы, хотя и с достаточной степенью осторожности, тем не менее позволяют связывать некоторые культовые предметы сибирских ненцев /как, вероятно, и других народов Сибири/ с упавшими на землю небольшими небесными телами или их осколками. Устанавливается и относительная хронология некоторых подобных событий. Можно, например, предполагать, что падение на землю небесного тела, именуемого по-ненецки Моропан, произошло /имея ввиду условный поколенный счет, равный двадцати пяти годам/ в хронологическом отрезке середина XIX - начало или даже первые годы вашего столетия.
Несомненно, что для окончательной отработки, установления и уточнения приведенных этнографических материалов необходимы экспедиционные исследования с участием специалистов астрономов и космогеологов. Очерченный наш регион: междуречье Таза и Енисея, как нам кажется, заслуживает такого исследования.
Примечания
I. Автор - этнограф, совершивший более двадцати экспедиций в места постоянного местожительства и кочевий ненцев и других народов тундровой зоны. Ему пришлось работать в Мезенском районе Архангельской области, на острове Колгуев, в Большеземельской тундре, в низовьях Оби, на полуострове Ямал, в бассейне Таза и на нижнем Енисее. Материалы, приведенные в настоящем заметке, в основном относятся к территории междуречья Таза и Енисея. Записи были сделаны в начале 1960-х гг., главным образом в пос. Потапово и Малая Хета /Таймырский автономный округ Красноярского края/.
2. Так ненцы именуют по-русски свои святилища.
3. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев. - В кн.: Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977, с. 10,11.
4. Обе фамилии принадлежат к роду Нгаседа.