Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 092
Док. № 093-100
Док. № 101-108
Док. № 109-116
Док. № 117-124
Док. № 125-134
Док. № 135
Док. № 136-140
Док. № 141-148
Док. № 149
Док. № 150
Док. № 151
Док. № 152-160
Док. № 161
Док. № 162
Док. № 163
Док. № 164
Док. № 165
Док. № 166
Док. № 167
Док. № 168
Док. № 169-172
Док. № 173
Док. № 174
Док. № 175
Док. № 176
Док. № 177-184
Каталог
Опрос очевидцев в 1968-69 гг.)
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 92-184 » Док. № 177-184

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 177

Док. № 178

Док. № 179

Док. № 180

Док. № 181

Док. № 182

Док. № 183

Док. № 184

Номер протокола

893

1

2

3

5

6

8

7

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Кежма

Климино, р.Ангара

Климино, р.Ангара

Климино, р.Ангара Богучанского р-на

Климино, р.Ангара Богучанского р-на

Климино, р.Ангара Богучанского р-на

Климино, р.Ангара Богучанского р-на

Климино, р.Ангара Богучанского р-на

2. Время опроса (год, месяц, число)

Июль 1968 г.

23 июля 69г

23 июля 69г

23 июля 69г

23 июля 69г

23 июля 69г

23 июля 69г

23 июля 69г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Брюханов Андрей Иванович

Брюханов Григорий Иванович

Павлова Антонина Семеновна

Брюханова Хавронья Гавриловна

Павлов Федор Иванович

Брюханов Яков Кузьмич

Брюханова Капиталина Ефимовна

Брюханов Феоктист Андреевич

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

78 лет

73

80 лет

80 лет

80 лет

68 лет

80 лет

80 лет

5. Национальность информатора

 

Русский

Русская

Русская

Русский

Русский

Рус.

Русский

6. Грамотность, социальное положение

 

Неграмотный

Грамотная

неграмотная

неграмотный

неграмотный

Грамотн.

грамотный

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

 

Нормальное

Нормальное

Нормальное

Нормальное

Нормальное

Нормальное

Нормальное

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Кежма

Климино

Климино

 

Климино

Климино

Климино

Климино

река

 

Ангара

Ангара

 

Ангара

Ангара

Ангара

Ангара

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

 

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

На улице

Во дворе

Во дворе

В избе

В амбаре

На пашне,

Дома

Дома

4. Чем занимался в этот момент

Вышли топоры точить

Не помнит

Кормила скот

Не помнит

Спал

Пахал с отцом

Не помнит

Не помнит

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

До революции

 

 

В 1908 году

 

Позже, чем в 1908 г, была замужем

Не женат

2. Возраст в момент наблюдения

12

Лет 14

Было лет 10

18-19 лет

Лет 16

8 лет

 

 

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

Летом

 

весной

весной

 

В июне

Летом

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

 

Утром

Утром

В 9 часов утра

Утром

Утром

Утром

В 6

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

45

45

45

45

47

47

48

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 

Ясно

Ясно

Ясно

Ясно

Ясно

Ясно

Ясно

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

 

безветренно

безветренно

безветренно

безветренно

безветренно

Безветренно

безветренно

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Забрякали окошки, вылетели кое-где

Забрякало

 

 

 

 

 

 

Сотрясение земли

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрывы

Грохот прошел, один большой удар

 

 

 

 

 

 

Выстрелы

Гром в ясную погоду

 

 

да

да

загремело

Звук как самолет и громче

 

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

 

Огненный столб 45 град.

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

5-7 минут

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

потух

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

Не помнит

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

Не помнит

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

Грохот прошел, один большой удар

Забрякало на севере

гром

Дрожали рамы

Загремело

как самолет и громче

взрывы

выстрелы из орудий

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

 

 

Несколько раз

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

Гроза, как гром, задрожали стекла

 

Как гром

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

На севере, не перемещался

не перемещался звук

не перемещался, с северной стороны

Звук на севере

Звук пришел с севера

Звук не перемещался

Звук не перемещался

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

 

 

Минут 10

 

 

 

Не помнит

10 минут

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

Забрякали окошки, вылетели кое-где

Не помнит

Дрожали стекла

 

Гнулись деревья, чай в стакане болтался

 

 

 

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

Разговоры были долго

 

 

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

Не опрашивали

Нет

 

Не опрашивали

 

 

Не опрашивали

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

Не знает

нет

 

Знает о Кулике

 

Нет

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Эпиктетова Л

Новокшонова, Соколова

Новокшонова, Соколова

Новокшонова, Соснина

Новокшонова, Соснина

Новокшонова, Соснина

Новокшонова, Соснина

Новокшонова, Соснина

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт