Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 092
Док. № 093-100
Док. № 101-108
Док. № 109-116
Док. № 117-124
Док. № 125-134
Док. № 135
Док. № 136-140
Док. № 141-148
Док. № 149
Док. № 150
Док. № 151
Док. № 152-160
Док. № 161
Док. № 162
Док. № 163
Док. № 164
Док. № 165
Док. № 166
Док. № 167
Док. № 168
Док. № 169-172
Док. № 173
Док. № 174
Док. № 175
Док. № 176
Док. № 177-184
Каталог
Опрос очевидцев в 1968 г.
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 92-184 » Док. № 169-172

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 169

Док. № 170

Док. № 171

Док. № 172

Номер протокола

Б/н

Б/н

Б/н

Б/н

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Проспихино, р.Ангара

Кежма, р.Ангара

Богучаны, Ангара

Проспихино, р.Ангара

2. Время опроса (год, месяц, число)

Июль 1968г.

Июль 1968г.

Июль 1968г

Июль 1968г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Кузнецов Егор Матвеевич

Кокорина Татьяна Лукинична

Верхотуров Гаврил Тимофеевич

Колпаков Демид Микитич

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

75 лет

80 лет

77 лет

80 лет

5. Национальность информатора

 

 

 

 

6. Грамотность, социальное положение

 

 

 

 

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

 

 

 

 

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Проспихино

Кежма,

Сосново

Проспихино,

река

р.Ангара

р.Ангара

Ангара

р.Ангара

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

В поле

На реке

В поле

Был на поле

4. Чем занимался в этот момент

пахали

Сети ставили

Пахал

 

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

 

 

 

2. Возраст в момент наблюдения

 

 

 

 

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

Июль

 

 

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

 

Утром рано

 

Полдень

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

 

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 

Солнце вышло

 

 

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

 

 

Вроде тучка поднялась и застреляло

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

Раздвоилось небо

 

 

Сотрясение земли

Земля тряслась, звук был 2 минуты

Земля затряслась

Дядя говорил, гром идет из приисков

 

Взрывы

 

 

 

 

Гром в ясную погоду

 

 

 

Шум был

Увидел необычные явления на небе

 

 

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

50 град

 

 

На север

высота

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

Тело наверх уже, а вниз шире

 

Размером побольше солнца

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

Побелело на севере

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

 

 

 

 

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

Сперва не очень сильные, ударов пять

шум

3. Звуковая картина

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

Удар один, почти

 

Промежутки минуты 4, и удар, очень сильный

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

2 минуты

 

По ручью пошел звук как лес ломит. Трескотня, волна какая-то

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

дрожания стекол не наблюдала

Земля затряслась

 

 

2. Падали ли животные и люди?

 

 

Кони на коленки

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

 

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

 

 

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

 

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Эпиктетова

Эпиктетова

Эпиктетова

Эпиктетова

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт