Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 031
Док. № 032
Док. № 033
Док. № 034
Док. № 035
Док. № 036
Док. № 037
Док. № 038
Док. № 039
Док. № 040
Док. № 041
Док. № 042
Док. № 043
Док. № 044
Док. № 045
Док. № 046
Док. № 047
Док. № 048
Док. № 049
Док. № 050
Док. № 051
Док. № 052
Док. № 053
Док. № 054
Док. № 055
Док № 056
Док. № 057
Док. № 058
Док. № 060
Каталог
Док. № 046 (Переписка членов КСЭ с учеными об исследованиях Тунгусской катастрофы)
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 31-60 » Док. № 046

Док.№46 (Ксерокопия из архива Томской области, Васильев Н.В. фонд р1718 №135)
Надпись на папке

Переписка членов КСЭ с учеными об исследованиях Тунгусской катастрофы

Лист формата А4, машинописный текст
(ред.: материал интересен как фон, а также с точки зрения параметров образования видимого пылевого следа по траектории падения)

Содержание

18 июля 1968 г.

Глубокоуважаемый Евгений Леонидович !

Сообщаю Вам, что 8 июля 1968 г. в 19 часов 48 минут Якутского времени мне посчастливилось видеть полет болида.
Это произошло в районе поселка Гонам Якутской СССР (координаты примерные 53°18’сш; 131°24’ вд), при необходимости можно указать с точностью до секунд.
Болид падал весьма круто к линии горизонта (видимый угол к горизонту составил примерно 68-70°) Траектория полета, насколько я успел сориентироваться, имела направление 25-30°. Болид двигался с шелестящим свистом, напоминающим шум сигнальной ракеты. По размеру светящееся тело также напоминало ракету, однако, цвет резко отличался. Центральная, головная часть светилась ярким белым цветом (как цвет Венеры в полнолуние), но края – зеленоватого оттенка. Болид падал, оставляя длинный с искрами свет, который оставался еще несколько секунд. Небо было облачным, высота облачности около 1,5 км такая оценка дается потому, что я стоял на косе острова реки Учур против устья реки Бердякит на высоте 298,3 м (имеется репер), а на противоположном берегу (к югу от меня) хорошо была видна вершина с горы с отметкой 961 м. Облачность располагается выше вершины.
Болид «сгорел» на высоте около 400-500 м, т.е. примерно на середине горы.
Интересно, что в этом абсолютно безлюдном районе в эти дни не было гроз, а в ночь перед пролетом болида во многих местах загорелись леса, причем очаги пожаров локальные и располагаются в разных частях рельефа. Дожди нудные и изнурительные шли с 29 июня по 6 июля. Приехав в пос. Усть-Учур (Чагда), я спросил у патрульной службы о пожарах в этом районе. Они сказали, что до периода дождей пожаров в этом районе не фиксировалось. Не было ли здесь метеоритного дождя?
Если нужны еще какие-нибудь подробности, могу сообщить их Вам. Минут через 20 после падения болида я сделал фотографию места падения, но след падения уже растворился в воздухе. Однако, думаю, что смогу нарисовать точно след падения на фотографии. Если этот снимок получится, можно выслать его в ваш адрес.

С уважением  Ваш Ф.П.Кренделев

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт