Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 185-192
Док. № 193-200
Док. № 201-208
Док. № 209-215
Док. № 216
Док. № 217
Док. № 218
Док. № 219
Док. № 220
Док. № 221
Док. № 222-230
Док. № 231-240
Док. № 241-247
Док. № 248-251
Док. № 252
Док. № 253
Док. № 254
Каталог
Опрос очевидцев в 1968-69 гг
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 185-254 » Док. № 248-251

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 248

Док. № 249

Док. № 250

Док. № 251

Номер протокола

4

20

21

 

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Климино, Богучанского р-на

село Заимка Богучанского р-на

село Заимка Богучанского р-на

село Заледеево, реки Ангара, Чадобец

2. Время опроса (год, месяц, число)

23 июля 69 г

28 июля 1968г

28 июля 1968г

23 июля 1969г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Брюханов Филипп Нефедович

Смолина Ефросинья Яковлевна

Колпаков Василий Самсонович

Рукосуев Григорий Демидович

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

78 лет

65 лет

83 года

77 лет

5. Национальность информатора

Русский

Русская

Русский

Русский

6. Грамотность, социальное положение

Грамотный

Колхозница

Грамотный

Грамотный

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

Нормальное

Воспоминания четкие

нормальное

Нормальное

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Климино

село Заимка

село Заимка

село Яркино

река

Ангара

Ангара

Ангара

Чадобец

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

Шли со жнитвы

Не помнит

Был на пашне

На пашне

4. Чем занимался в этот момент

 

 

 

Пахал с отцом

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

Не помнит

Уже после революции

Был парнем

2. Возраст в момент наблюдения

Маленький, лет 10

 

Лет 40

Лет 10

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

Жали хлеба

Зимой

 

 

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

Утром

Днем в обед

Утром, часов в 9

Утром в 7 часов

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

48

Не помнит

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

Ясно

Не помнит

ясно

ясно

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

Безветренно

Не помнит

Безветренно

Безветренно

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

 

Услышал гром

Поднялся сильный ветер

Сотрясение земли

 

 

Нет

Нет

Взрывы

 

 

Нет

Нет

Гром в ясную погоду

Гром в ясную погоду

 

Да

Гром

Увидел необычные явления на небе

 

Летало как головня

Нет

Нет

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

Не помнит

Ничего не видел

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

Ничего не видел

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

Летело как головня

 

 

Отношение длины к ширине

 

Длиной см 80, шириной 10

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

Как полено

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

Не смогла

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

Показала а)

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

Летело струей

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

Не помнит

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

Не видела

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

Не помнит

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

Не видела

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

Не помнит

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

Не смогла уточнить

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

Не слышала

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

 

 

Было несколько раскатов

Как раскаты грома

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

 

Не помнит

3. Звуковая картина

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

Не помнит

Не помнит

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

Похоже на грозу

Как гром в грозу

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

Звук не перемещался

 

Не помнит

Нет

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

Нет

4. Общая продолжительность звуковых явлений

20 минут

 

Минут 10

Минут 10

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

Не помнит

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

Вылетели окна в школе, кони упали на колени, стало сумрочно

 

Не наблюдалось

Нет

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

Лошадь упала на передние колени

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

Нет

Деревья гнулись как ковыль, сильный ветер

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

Нет

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

Нет

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

Нет

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

Ходили старики, ничего не нашли

 

Начали праздновать

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

Говорили, что скот ложился и окна вылетали

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

Не опрашивали

 

 

Нет

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

Знает о Кулике

Нет

 

Нет

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Новокшонова, Соснина

Соколова

Новокшонова

Новокшонова

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт