Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 185-192
Док. № 193-200
Док. № 201-208
Док. № 209-215
Док. № 216
Док. № 217
Док. № 218
Док. № 219
Док. № 220
Док. № 221
Док. № 222-230
Док. № 231-240
Док. № 241-247
Док. № 248-251
Док. № 252
Док. № 253
Док. № 254
Каталог
Опрос очевидцев в 1969 г
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 185-254 » Док. № 201-208

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 201

Док. № 202

Док. № 203

Док. № 204

Док. № 205

Док. № 206

Док. № 207

Док. № 208

Номер протокола

45

46

47

48

50

52

53

54

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Село Чадобец, р.Чадобец (устье)

Село Заледеево, р.Чадобец, Ангара

 

Село Чадобец, р.Чадобец (устье) Богучанского р-на

Село Чадобец, р.Чадобец

Село Юрохта, р.Чадобец, Богучанского р-на

Заледеево

Заледеево

Заледеево, р.Чадобец, р. Ангара

2. Время опроса (год, месяц, число)

26 июля 69г

23 июля 69г

21 июля 69г

26 июля 69г

23 июля 69г

июль 68г

23 июля 69г

25 июля 69г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Кулаков Ефим Андреевич

Павлова Ульяна Андреевна

Кулакова Наталья Егоровна

Кулакова Анастасия Николаевна

Кулакова Хоретина Никитична

Попова Мария Прокопьевна

Кулакова Клавдия Максимовна

Павлов Семен Ильич

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

71 год

82 года

84 года

68 лет

75 лет

79 лет

70 лет

1887 год

5. Национальность информатора

Русский

Русская

Русская

Русская

Русская

 

Русская

Русский

6. Грамотность, социальное положение

неграмотный

Грамотная

Неграмотная, пенсионерка

Неграмотная

грамотная, пенсионерка

 

Читать умеет

грамотный

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

Нормальное

Нормальное

Воспоминания слабые

Нормальное

Нормальное

 

Нормальное

Нормальное

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

д. Чадобец

 

село Чадобец

 

село Чадобец

 

село Чадобец

 

Село Пашино Кежемского р-на,

 

Заледеево

Заледеево

Заледеево

река

Чадобец

Чадобец

Чадобец

Чадобец

Кежемка

 

Чадобец

Чадобец, Ангара

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

Село Пашино

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

В избе

Была дома

В избе

В избе

на поле

В лесу

Была в доме

Был в поле

4. Чем занимался в этот момент

Не помнит

Не помнит

 

Сидела с ребенком на руках

Боронила

По зимнику ходила

В доме чего-то делала

Пахал

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

Была подростком

Немолодая была

 

 

 

Девчонкой была

 

2. Возраст в момент наблюдения

Лет 12

лет 10

Лет сорок

Лет 7

15 лет

 

Лет 15

Лет 40

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

Летом

Летом, под весну

Летом

Боронование

 

Летом

 

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

До обеда

Утром, часов в 9

Не помнит

До обеда

Не помнит

 

Утром, только встали

Утром

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

Солнце было над лесом (угл.выс.45 град)

Не помнит

 

Не помнит

 

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

Ясно

Ясно

Не помнит

Ясно

Ясная погода

 

Ясно

Ясно

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

безветренно

Не помнит

 

Безветренно

безветренно

 

Не помнит

Безветренно

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

Рамы затрещали

Гром

 

Нет

Думала, что мужики стреляют, в селе окна вылетели

Дрожали стекла

Был как бы вихрь

Сотрясение земли

Да

 

 

Да

 

 

Нет

Да

Взрывы

Да

 

 

 

Услыхала грохот, (затуркало)

 

 

 

Гром в ясную погоду

Да

Как гром

 

Да

 

 

Да

Да

Увидел необычные явления на небе

Увидел столбы как огонь

Сама не видела, люди говорили, что летел сноп огненный

 

 

Появилось что-то белое (махнуло белым платком) и исчезло через 1-2 сек.

 

Нет

Нет

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

Не помнит

Не видела

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

 

70 град

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

Не видела

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

Было видно два огненных столба

 

 

 

.

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

Появились снизу

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

Да

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

Да

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

Постепенно возникли из-за леса

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

Ушли в гору

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

Гром, 3-4 удара

Было похоже на гром

Гром

Гром

Затуркало

Стрельба

Как гром или стрельба

Как выстрелы

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

Звуки одинаковые, разом появились, разом исчезли

 

 

 

 

Все одинаково

Всегда одинаково

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

Ровные звуки

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

Не помнит

 

Продолжительный гром

Один, сильные

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

Гроза, дрожание стёкол в окнах

Как сильный гром, задрожали стекла

Гроза

Гроза

Дрожали стекла, посуда дрожала на полках

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

не помнит

не помнит

 

Не помнит

Не заметили

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

Не перемещался

не помнит

с востока на север

Не перемещался

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

3-4 удара, похожих на гром

Минут 10

 

2-3 минуты

1 – 2 сек.

Не один раз стреляло

Минут 10

Минут 10

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

Тряслась земля, тряхнуло дом

Только дрожали окна

Окошки вылетели, одно окно держала, остальные вылетели.

Дрожала земля, посуда на полках

Дрожали окна, посуда на полках

 

Задрожали стекла

Сотрясение земли, стекла дрожали

2. Падали ли животные и люди?

Коровы на острове попадали

Нет

Не помнит

Лошади падали на колени

Лошадь упала на передние ноги

 

Нет

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

не помнит

Окошко вырвало как руками

Не помнит

Порыв ветра

 

Задрожали стекла

Был как бы вихрь

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

Не помнит

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

Не было

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

Не наблюдалось

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

не помнит

не помнит

Думали, что гроза, потом говорили, что шла планета.

Подумали, что землетрясение, раскрылось небо, божья немилость

 

Все выскочили на улицу, но ничего не увидели

не помнит

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

Помнили долго

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

Не опрашивали

Нет

Нет

Не опрашивали

Не опрашивали

 

Нет

Нет

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

Не читал

Знает много

нет

Не читала

Нет

 

Нет

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Соснина

Новокшонова

Соколова

Соснина

Соснина И.Ф.

Эпиктетова

Новокшонова

Новокшонова

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт