Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 185-192
Док. № 193-200
Док. № 201-208
Док. № 209-215
Док. № 216
Док. № 217
Док. № 218
Док. № 219
Док. № 220
Док. № 221
Док. № 222-230
Док. № 231-240
Док. № 241-247
Док. № 248-251
Док. № 252
Док. № 253
Док. № 254
Каталог
Опрос очевидцев в 1968-69 гг.
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 185-254 » Док. № 193-200

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 193

Док. № 194

Док. № 195

Док. № 196

Док. № 197

Док. № 198

Док. № 199

Док. № 200

Номер протокола

27

28

29

31

32

33

35

37

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на

Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на

Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на

Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на

Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на

Село Яркино, Богучанского р-на Красноярского края

Кежма

Кежма, р. Ангара

2. Время опроса (год, месяц, число)

21 июля 69г

21 июля 69г

21 июля 69г

21 июля 69г

21 июля 69г

21 июля 69г

 июль 68г

июль 68г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Рукосуева        Катерина Демидовна

Рукосуев Михаил Захиридонович

Рукосуева Матрена Павловна

Рукосуев Меркулий Ефимович

Колпаков Корнил Николаевич

Рукосуев Иван Савельевич

Голубева Матрена Тихоновна

Брюханова Мария Михайловна

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

70 лет

91 год

91 год

80 лет

66 лет

76 лет

71 год

65 лет

5. Национальность информатора

Русская

Русский

Русская

Русский

Русский

Русский

 

 

6. Грамотность, социальное положение

Пенсионерка

Пенсионер

Неграмотная, колхозница

Пенсионер

Грамотный, колхозник

неграмотный, колхозник

 

 

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

Чувствует себя хорошо

Чувствует себя хорошо, воспоминания четкие

Полуслепая, помнит плохо

Воспоминания четкие

Чувствует себя хорошо, воспоминания четкие

Помнит хорошо

 

 

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Село Яркино

Село Яркино

Село Яркино

Село Яркино

Село Яркино

Был на пашне

Кежма

Кежма

река

 

Чадобец

Чадобец

Чадобец

Чадобец

Чадобец

 

 

ближайший крупный населённый пункт

 

 

Яркино

Яркино

 

Яркино

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

4-6 км вверх по реке

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

В избе

на улице

В доме

В поле

на улице

На пашне

 

На острове реки

4. Чем занимался в этот момент

Только что встали

Перекрывали амбар

Пила чай

Боронил

Не помнит

пахал

 

 

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

Девочкой еще была

Холост был

Была подростком (говорит)

Холост был

Маленький был

Был подростком

 

 

2. Возраст в момент наблюдения

Лет 14-15

Годов 12-13 было

30 лет

Лет 20

 

15 лет

11-12

15-16

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

Будто как сенокос

Летом было

Разгар лета

Боронил, конец июня – начало июля

Летом

 

 

Июнь

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

Утром рано

Утром

Завтракала

Утром в завтрак

Днем

Утром, часов в 9

 

Утром

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

Не помнит

Не помнит

48

Не помнит

Не помнит

Солнце над лесом

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

Ясно было

Не помнит

Ясная погода

Ясно

Нет

Было ясно

 

 

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

Ветер

Не помнит

Не помнит

Не помнит

Нет

Ветра не было

 

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Как шум прошел, как ветер или вихрь

Туча поднялась как деревина

 

Что-то грохнуло

Нет

 

Шевелились дома, окошки тряслись

Вылетел клубок

Сотрясение земли

Нет

 

Да

 

 

Очень сильное

 

 

Взрывы

Нет

 

Да

 

 

Похожие на гром

 

 

Гром в ясную погоду

 

 

Да

 

 

Да

 

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

Нет

 

 

Ничего не видел

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

Не видела

 

Не видела

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

60

 

 

 

 

49 град

 

высота

 

 

 

 

 

 

43 град

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

На север ущли

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

Не видела

Не видел

Не видела

Не помнит

 

Ничего не видел

 

Вылетел клубок

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

Полосы видели, столбами

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

Не видел

Ничего не видела

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

 

 

Глядело небо кровью

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

 

 

Полосы красные и желтые

Клубок синеватый, как дым белесый

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

Ничего не видела

 

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

Туча поднялась как деревина

 

 

.

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

Принаклонился снизу вверх

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

Нет

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

Не видел

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

Как ветер прошел

Думали что кежемские плывут, так стреляют из ружей

Как выстрелы из ружей

Гул

Шел с шумом, перемежков не было

Сразу сильный гром, продолжался минут 10

 

 

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

Сначала стреляло, потом дым пошел

Как ружейные выстрелы

 

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

Не помнит

 

 

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

Стекла дрожали, чугунки летели

Ружейные выстрелы, задрожали стаканы с чаем

 

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

не помнит

Звук был в одном месте

Не помнит

Появился – азимут 240 град, исчез – азимут 45 град.

Направление с Ю-запада на С-восток, азимут 210 град. и 16 град.

Звук пришел с севера к югу

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

Не помнит

 

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

 

 

Минут 10

Минут 5

С минуту

Минут 10

 

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

Чугунки летели из печки

Земля вздрогнула, окошки вылетели

Задрожали стаканы с чаем

Не помнит

Окна вздрагивали

Дрожала земля, поднялся ветер, наклонялись деревья как ковыль.

Шевелились дома, окошки тряслись

Землетрясение было

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

 

Не помнит

Конь упал на передние колени

 

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

Дух прошел, волосы подняло

 

 

 

Гнулись деревья

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

Нет

Не было

Ничего на небе не видел

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

Нет

Не видел

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

Нет

Не помнит

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

Не помнит

 

 

Разговоров много было

 

Сначала испугались, а на другой день начали праздновать

 

 

2. Что рассказывали другие люди

Не помнит

 

 

 

 

То же

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

Старики и сейчас помнят

 

 

 

Поговорили и забыли

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

Нет

Нет

 

Нет

Нет

Нет

 

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

Нет

Нет

 

Нет

Неизвестно откуда, но знает

Нет

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

 

Соколова

Новокшонова

Соколова

Соколова

Новокшонова Татьяна Васильевна, Соснина

Эпиктетова

Эпиктетова

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт