Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Док. № 185-192
Док. № 193-200
Док. № 201-208
Док. № 209-215
Док. № 216
Док. № 217
Док. № 218
Док. № 219
Док. № 220
Док. № 221
Док. № 222-230
Док. № 231-240
Док. № 241-247
Док. № 248-251
Док. № 252
Док. № 253
Док. № 254
Каталог
Опрос очевидцев в 1969 г.
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Первичные материалы » Очевидцы » Документы 185-254 » Док. № 185-192

 

Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 185

Док. № 186

Док. № 187

Док. № 188

Док. № 189

Док. № 190

Док. № 191

Док. № 192

Номер протокола

9

10

16

22

23

24

25

 

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Климино, р.Ангара Богучанского р-на

Юрахта, р.Чадобец Богучанского р-на

Пашутино, р.Ангара Богучанского р-на

Село Заимка, р.Ангара Богучанского р-на

Село Заимка, р.Ангара Богучанского р-на

Село Яркино, Богучанского р-на

Село Яркино, Богучанского р-на

Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на

2. Время опроса (год, месяц, число)

23 июля 69г

25 июля 69г

24 июля 69г

28 июля 69г

июль 69г

21 июля 69г

21 июля 69г

21 июля 69г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Брюханова Варвара Петровна

Логинова Васса Яковлевна

Малышева Анисья Романовна

Колпаков Петр Афанасьевич

Брюханова Ольга Панфиловна

Рукосуев Илья Алексеевич

Рукосуев Степан Гаврилович

Рукосуев Иван Ефимович

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

71

1893 г рождения

69 лет

79 лет

76 лет

72 года

82 года

84 года

5. Национальность информатора

Русская

Русская

Русская

Русский

 

Русский

Русский

Русский

6. Грамотность, социальное положение

Грамотная

Неграмотная, пенсионерка

Грамотная

Пенсионер

 

Пенсионер

Пенсионер

грамотный

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

Нормальное

Нормальное

Нормальное

Воспоминания четкие

 

Воспоминания четкие

Чувствует себя бодро

Чувствует себя хорошо, воспоминания четкие

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Климино

Климино? (Юрахта?)

Пашутино

Село Заимка

Село Заимка

Село Яркино

Село Яркино

Село Яркино

река

Ангара

Чадобец

Ангара

Ангара

 

 

 

р.Чадобец

ближайший крупный населённый пункт

 

Климино

 

 

 

 

Яркино

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

В избе

В избе

дома

В лесу

В избе

На посевной

боронили

2-4 км вниз по реке

4. Чем занимался в этот момент

завтракала

Сидела у зыбки

спала

Пошли на избу лес валить

После обеда

 

 

Боронил

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

 

 

 

 

 

В работниках был у купца, лет 20 было

 

2. Возраст в момент наблюдения

Маленькая, 9 лет

10-11 Лет

9 лет

Был младшим в семье, лет 16

 

Холостой был

 

Под полсотни было

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

Летом

вывоз навоза

Летом, возили навоз

Не помнит

Летом

 

Боронили пашню

Летом

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

Утром в 7

8-9 Утра

Рано Утром

Днем, с утра

После обеда

Часов в 9 утра

 

Днем, с утра

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

45

 

Не  помнит

Не помнит

 

Не помнит

 

Не помнит

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

Ясно

Ясно

Ясная

Не помнит

 

Небо чистое, солнечно

 

Ясно

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

безветренно

безветренно

безветренно

Не помнит

 

 

 

безветренно

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

Выстрелы из пушек несколько раз

 

Стали к лесу подходить, раза 2 стукнуло, лес погнулся

Полосу видели в окошко над северной (слово неразборчиво) (берег)

Гром, дрожание земли

 

Крепко зыкало

Сотрясение земли

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрывы

 

 

 

 

 

 

 

 

Гром в ясную погоду

Гром в ясную погоду

 

 

 

загремело

Звук как самолет и громче

 

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

 

Пролетело как огонь

 

 

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

Не видел

 

Не наблюдалось

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

45

 

210

 

 

 

 

высота

 

 

 

Не помнит

30 (по замерам)

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

30

 

 

 

 

высота

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

Выходят столбы снизу

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

Не помнит

Угловая ширина полос всех примерно 50 град.

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

Не помнит

 

 

 

Не наблюдалось

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

Столб вышел над лесом

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

Как огонь, полосы красные, синие, желтые в куче, каждая полоса шла непрерывно

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

Столб появился, потом рассыпался

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Ничего не видел

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

Пролетело как молния

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

Не помнит

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

Не видел

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

Не видел

 

 

 

Не видел

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

Один столб 45 град.

 

 

.

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

Появился из-за леса

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

1-2 сек

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

Рассыпался

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

Огненный столб

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

Столб не двигался

 

Как молния сверкнула

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

 

Стрельба из пушек

 

Сначала стреляло как из ружья, потом 2 раза шибко щелкнуло, а потом опять стукнуло

Звук

Один удар а потом дрожание земли

Стреляло раз 10

Застукало, застукало

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

 

 

 

 

Одинаковой силы

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

Стучало на одном месте

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

2-3 удара

Гремело минут 5-7

Уточнить не смог

 

Один удар как снаряд

Стреляло раз 10 одинаковой силы в течение 15-20 минут

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

Дрожали стекла

 

 

 

Окна дрожали

Окна дрожали

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

не перемещался

На одном месте

Не помнит

не помнит

 

Не помнит

В одном месте, азимут 30 град.

Слышался на одном месте, азимут 16 град.

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

не перемещался

 

не помнит

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

10 мин

Один продолжительный звук, длившийся 5 минут

Минут 5-7

Очень  долго

Недолго звук был

 

15-20 минут

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

Тряслись рамы

Дрожала земля, посуда

Самовар упал со стола, посуда упала.

Лес наклонило почти до полу, но не выворотило. Против Лиманки лес выворотило.

Земля затряслась

. Наблюдалось  дрожание земли после удара

Окна дрожали

Рамки загремели

2. Падали ли животные и люди?

 

одного мужика сшибло с лошади

 

Не помнит

 

Кони на колени упали

Кони хоть бы пошевелились

Кони на колени вставать стали

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

Появился ветер

 

Не помнит

Дома тряслись, окошки

 

Как сильный ветер пролетел

Не помнит

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

Не видел

 

 

 

Не видел

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

После исчезновения столба ничего не осталось

 

 

 

 

Нет

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

Нет

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

Нет

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

Подумали, что это война

 

Откуль что появилось. Ни ветру, ничего, думали с фарватера стреляют – хлеба надо.

 

Не помнит

Бабы с иконами вышли

Решили, что диво какое-то, праздничать стали

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

Слухи были, что что-то ищут. Озеро образовалось.

 

 

 

Так, разговаривали

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

А кто знает.

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

Не опрашивали

Не опрашивали

Нет

Нет

 

Нет

Нет

Нет

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

Нет

Позже узнали, что упал метеорит

Нет

 

Нет

Нет, но знает о Кулике

Нет

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Новокшонова, Соснина

Соснина

Соснина

Соколова

Эпиктетова

Соколова

Соколова

Соколова

 

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт