Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Владимир Коваль Мифология НЕИЗВЕСТНОГО - к 100-летию Тунгусского события
Евгений Ваганов Тунгусский феномен 1908 года: доказательства из анатомии древесных колец
Владимир Шайдуров Тунгусский феномен 1908 года: только факты
Анна Рылева 1908 год и тунгусская катастрофа
Вадим Рабинович Смехотворение в 1908 году
Павел Флоренский Кирилл Павлович Флоренский у истоков традиций и мифологии Тунгусского феномена
Николай Митрохин Феномен «Тунгусского метеорита»
Константин Иванов Тунгусское падение – предел смысла или онтология значения?
Юрий Левинг «Большой взрыв»: от Сотворения к творчеству
Виктория Кузьмина Нематериальные феномены и стратегии их исследования в науке ХХ в.
Ольга Свешникова «Осколки» Тунгусского метеорита в Омской области
Каталог
Юрий Левинг
«Большой взрыв»: от Сотворения к творчеству
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Конференции » Междисциплинарная конференция "Научная и культурная мифология Тунгусского метеорита" Красноярск, 27 - 29 июня 2008 г. » Тезисы докладов » Юрий Левинг «Большой взрыв»: от Сотворения к творчеству

Юрий Левинг

«Большой взрыв»: от Сотворения к творчеству

 

Доклад исследует влияние еврейской мистики и каббалистического учения о сотворении мира на русскую литературу ХХ века, в которой, как будет показано, присутствует некий катастрофический дискурс, вобравший в себя элементы  космогонии, эсхатологии и научно-популярных теорий о возникновении Вселенной. Согласно лурианской доктрине, мир был создан в результате великого «цимцума» – сокращения пространства, сопровождавшегося «разбиением сосудов». Идея творчества как катастрофы имманентна новейшей русской литературе – от В. Хлебникова, которому словотворчество виделось «взрывом языкового молчания, глухонемых пластов языка», до Ю. М. Лотмана, писавшего, что «момент взрыва [в языке] есть момент непредсказуемости» («Культура и взрыв»). Дискурс катастрофы в русской поэзии не в последнюю очередь был подготовлен мифологией Тунгусского метеорита, но вербальное выражение впервые получил в связи со взрывами атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки (ср. тексты Н. Оцупа, А. Безыменского, Р. Березова, И. Чиннова, М. Кардиналовской, Б. Слуцкого, И. Сельвинского, С. Кирсанова, В. Шаламова, и др.). В. Сорокин в романе «Лед» связал каббалистические представления о сотворении мира с мифом Тунгусского метеорита в увлекательный детективный сюжет. Как будет показано в настоящем докладе, похожие схемы не чужды и современным западным авторам, эксплуатирующим в своем творчестве мифологию Тунгусского взрыва – от Спайдера Робинсона (Callahan’s Key, 2000) и Джона Кейса (Ghost Dancer, 2006) до классика американского постмодернизма Томаса Пинчона в его последнем романе Against the Day  (2006).

ЛИТЕРАТУРА:

Кукулин, И. Every trend makes a brand // Новое литературное обозрение. 2002. № 56.

Хокинг, С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990.

Шолем, Г. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004.

Штейнзальц, А. Наука и Б-жественное откровение // Взгляд. М., 2002.

Schroeder, G. Genesis and the Big Bang. The Discovery of Harmony between Modern Science and Bible. New York, 1991.

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт