Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Содержание
Наши авторы
Научные руководители
Предисловие
Гречко Георгий Михайлович, Из воспоминаний участника Тунгусской экспедиции
Пшеничнер Борис Григорьевич, ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА ШКОЛЬНИКАМИ МОСКВЫ
Ромейко В.А., СИБИРСКАЯ КАТАСТРОФА 1908 ГОДА
Ромейко В.А., ГИПОТЕЗЫ О ВОЗМОЖНОЙ ПРИРОДЕ ТУНГУССКОГО ЯВЛЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕТРОВОГО НАПОРА ВО ВЗРЫВНОЙ ВОЛНЕ ТУНГУССКОГО КОСМИЧЕСКОГО ТЕЛА
ЕСТЬ ЛИ ПОВЫШЕННАЯ РАДИАЦИЯ В ЭПИЦЕНТРЕ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ?
ИЗУЧЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ ДЕРЕВЬЕВ В РАЙОНЕ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ
МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ АРТЕФАКТОВ – СВИДЕТЕЛЕЙ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ
НАБЛЮДЕНИЯ СЕРЕБРИСТЫХ ОБЛАКОВ В ПЕРИОДЫ 21-23 ЦИКЛОВ СОЛНЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ И НА МЕСТЕ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЯВЛЕНИЯ СЕРЕБРИСТЫХ ОБЛАКОВ В РАЙОНЕ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ И В ПОДМОСКОВЬЕ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА "ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ"
МОСКОВСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ К МЕСТУ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ С УЧАСТИЕМ ШКОЛЬНИКОВ г. МОСКВЫ
Каталог
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА "ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ"
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Библиография » 2000-09 » 2004 » В.А.Ромейко, В.В.Чичмарь, ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ – ПОИСКИ И НАХОДКИ (из опыта школьных экспедиций г. Москвы) » УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА "ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ"

Данная работа ставит своей задачей на основе уникального материала связанного с Тунгусской катастрофой 1908 года, рассказать о принципах организации и проведении комплексной научно-исследовательской работы, как в астрономии, так и смеженной с ней областями. Познакомить учащихся с разнообразными методиками исследования, работой с научной литературой и приборами. Помимо этого, обучить ребят выполнять исследовательские задачи в сложных полевых условиях при минимуме бытовых удобств. А в отдельных случаях, показать, как принимаются решения при экстремальных ситуациях.

Особенностью программы является, во-первых; необычное сочетание астрономии с геофизикой, биологией, геологией, этнографией, литературой, что существенно расширяет процесс научного образования коллектива. Во-вторых, возможность индивидуальной работы, как с отдельными ребятами, так и с небольшими группами, разрабатывающими самостоятельные темы. В-третьих, обилие научной, научно-популярной, фантастической литературы, документальных фильмов позволяет использовать наиболее увлекательные формы в изложении достаточно серьезного научного материала.

     СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. Солнечная система: строение, состав, динамика
1.1.Строение Солнечной системы;
а) движение планет и их спутников;
б) движение малых тел;
в) границы Солнечной системы.

Практические занятия - наблюдение планет, движения их спутников.

1.2.Малые тела Солнечной системы:
а) астероиды и спутники планет;
б) кометы;
в) метеорные потоки;
г) семейства малых тел;
д) происхождение малых тел.

Практические занятия - наблюдение комет, астероидов.

1.3.Атмосфера Земли как защитный слой планеты:
а) строение и состав атмосферы;
б) физические явления в атмосфере.

Практические занятия - наблюдение сумеречных явлений, наблюдение облачного слоя планет в телескоп.

1.4.Падение космических тел на Землю:
а) метеорные явления в атмосфере Земли;
б) метеориты (типы метеоритов);
в) болиды техногенного происхождения;
г) космическая пыль.

Практические занятия - наблюдение метеорных потоков "персеиды", "ориониды", "леониды", посещение Минералогического музея.

1.5.Космические катастрофические события в истории Земли:

а) ударные и взрывные метеоритные кратеры;
б) астроблемы;
в) известные крупнейшие метеоритные кратеры;
г) подвижки материков как следствие космических катастроф;
д) последствия космических взаимодействий (изменение химического состава, условий жизни на Земле).

Практические занятия - посещение метеоритных кратеров, раскопки искусственных воронок.

1.6.Падение метеоритов на тела Солнечной системы:
а) происхождение рельефа Луны, лунные кратеры;
б) кратеры на планетах, спутниках и астероидах.

2. Тунгусская катастрофа 1908 года

2.1.Обстоятельства падения:
а) астрономическая обстановка в 1908 г.;
б) события, предшествующие падению;
в) условия полета Тунгусского болида в атмосфере Земли;
г) явления, сопровождавшие полет Тунгусского тела.
2.2.Геофизические явления, вызванные Тунгусским взрывом:
а) сейсмические и барические волны;
б) магнитная буря;
в) оптические аномалии.

Практические занятия - наблюдение серебристых облаков.

2.3.Разрушения, вызванные взрывом Тунгусского тела:
а) действия ударной и баллистической волны;
б) световой ожог;
в) электромагнитное воздействие.

Практические занятия - изучение ветровалов, определение азимутов повала деревьев.

2.4.Последствия Тунгусского взрыва:
а) мутационные изменения у растительного и животного мира;
б) изменения форм рельефа;
в) радиационная обстановка;
г) физические изменения в почвах и породах;
д) космохимические аномалии.

Практические занятия - биологические изменения "мутации сосны", изучение моховых отложений, лабораторная работа "радиометрические измерения".

3. Исследование Тунгусского явления
а) первые посещения места катастрофы;
б) экспедиции Л.Кулика;
в) послевоенные экспедиции Академии Наук СССР;
г) комплексные самодеятельные экспедиции;
д) поиски фрагментов метеорита;
ж) теоретические исследования и модельные эксперименты;
з) молодежные экспедиции Дворца.

Практические занятия - посещение Комитета по метеоритам.

4. Гипотезы о природе Тунгусского метеорита
а) метеоритная гипотеза;
б) кометная гипотеза;
в) ядерная гипотеза;
г) иные возможные варианты катастрофы.

Практические занятия - дискуссионный клубный вечер, посвященный обсуждению гипотез.

5. Научные программы
а) программы, связанные с поиском вещества Тунгусского метеорита;
б) программы, связанные с изучением последствий взрыва;
в) комплексные и международные программы;
г) принципы организации научных экспедиций;
д) конференции и симпозиумы;
е) методы получения и обработки научной информации.

6. Загадки Тунгусской катастрофы
а) загадочные кратеры;
б) необычные камни;
в) необычные астрономические события, относящиеся к 1908 году;
г) необычные события и места, приписываемые Тунгусскому явлению. Практические занятия - тематический вечер "Тайна Тунгусской катастрофы".

7. Мифы, легенды, литературные произведения
а) рассказы и легенды местных жителей;
б) художественные литературные произведения;
в) стихи, песни, произведения живописи, относящиеся к Тунгусской проблеме.

Практические занятия - встреча с участниками экспедиций.

ЭТАПЫ РАБОТЫ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Учебный этап: включает курс лекции по теме "Солнечная система", изучение материалов, связанных с Тунгусской проблемой, просмотр фото- и видео материалов, посещение музеев и научных учреждений.

По окончании этого этапа ребята обстоятельно знакомятся с теоретическим материалом, включающим астрономические, физические и исторические сведения, относящиеся к изучаемой теме, участвуют в дискуссиях и обсуждениях. Педагог формирует у учащихся представление о научной стороне изучаемого вопроса, знакомит с научной и научно-популярной литературой.

2. Подготовительный и тренировочный этапы соответственно включают: наблюдение Луны и планет, метеорных потоков, комет, серебристых облаков. Проведение тренировочных походов и учебных экспедиций. Посещение интересных мест, возможные раскопки кратеров и воронок. Тренировочные выезды предусматривают работу с геофизической, астрономической, фото- и видео аппаратурой.

Итогом этой работы, являются практические навыки, полученные во многом от самостоятельной деятельности. Ребята с помощью астрономических наблюдений осваивают технику получения первичного информационного материала. В тренировочных походах и экспедициях учатся взаимодействию в различных "нештатных" ситуациях. В этот же период в основном осуществляется педагогическая коррекция личности и происходит формирование физических качеств будущих участников экспедиции.

3. Основной этап: проведение комплексной научно-исследовательской экспедиции к месту тунгусской катастрофы. Получение фактического материала.

По завершению данного этапа ребята получают представление о комплексном подходе к решению задач в условиях экспедиции. Обучатся составлению научных программ для выполнения собственных локальных задач. Освоят методику практической реализации полевых экспедиций.

4. Заключительный этап: обработка материалов, организация выставок, монтаж видеоматериала, подготовка статей и докладов. Работа с компьютерным банком данных. Выступления на юношеских научных конференциях.

По его окончании, участники получают навык работы с научной литературой, составлению научных отчетов и статей. А самое главное сформируют представление о собственной роли в проведенной работе, что на многие годы определит их дальнейший, жизненный путь, поможет правильно выбрать профессию. Очевидно, что не все воспитанники будут заниматься научной работой, (впрочем, такая задача и не ставилась) поэтому никаких тестов по знанию материала по данной программе не предусматривается. Каждый ученик сам определяет степень своего участия в ней. И здесь много зависит от таланта педагога, способного донести основную идею и раскрыть способности ученика.

Изучение материала по данной программе подразумевает комплексный подход, в связи с чем, некоторые ее этапы в зависимости от создавшихся условий, могут проводится вне календарного плана. Например; астрономические наблюдения, тренировочные походы, посещение научных учреждений.

ЭКСПЕДИЦИИ

Многочисленные экспедиции по поиску Тунгусского метеорита приблизили исследователей к разгадке тайны природы, но не дали полного представления об этом необычном явлении. Причин тому много. И, прежде всего, противоречивость собранных фактов.  Отчасти запутанность проблемы проистекает от условий, в которых они добываются. Работа на месте катастрофы существенно осложняется тем, что это место расположено в глухой сибирской тайге, малодоступно и сильно заболочено. Возможно, поэтому, на месте  взрыва и прилежащих к нему областях, достоверно не найдено ни одного грамма вещества Тунгусского метеорита. Эпицентр - это большая десятикилометровая котловина, окруженная небольшими сопками, являющаяся палеовулканом, образовавшимся около 250 млн. лет тому назад. Геологическое строение района достаточно сложное, представлено различными минералами. Очевидно, что они в значительной степени влияют на радиационный фон исследуемой местности, и на химический состав почвенных проб. При всем объеме выполненных работ, пока остается неясным, каким был взрыв - тепловым или ядерным? Что собой представляет так называемый «лучевой ожог», повредивший кроны и стволы деревьев? Именно эти вопросы явились основой нашей научной программы, общая концепция которой, изложена в программе «Образ», разработанной Д.Н.Петровым.

С 1995 года район Тунгусской катастрофы объявлен государственным биосферным заповедником. В этой связи его посещение экспедициями Дворца, представляет для нас особый научный и познавательный интерес, т.к. тематика наших работ включена в научную программу заповедника «Тунгусский». Общее руководство исследованиями на месте катастрофы, многие годы осуществлял заместитель директора заповедника по научной работе - академик АМН РАН Николай Владимирович Васильев.

Подготовка

Как правило, в работе экспедиций принимают участие школьники старших классов, имеющие опыт туристических путешествий, увлекающиеся исследовательской работой и проявляющие интерес к Тунгусской проблеме. Перед тем как отправиться к месту Тунгусской катастрофы, кружковцы проходят практику в летних экспедициях на загородной астрономической базе Дворца, совершают тренировочные пешие и лыжные путешествия по Подмосковью. Ежегодно выезжают в походы по Горному Крыму.

Занятия в астрофизическом кружке позволяют узнать множество фактов из истории Тунгусских экспедиций, познакомиться с учеными-исследователями, помогают сформировать программу предстоящей поездки, выбрать необходимые маршруты. Одним из важных отличительных качеств этого коллектива, является большая практическая деятельность, направленная на подготовку к предстоящему путешествию. Ребята регулярно проводят самостоятельные астрономические наблюдения, фотографируют небесные объекты, активно используют компьютерную технику, овладевают навыками научной фотосъемки, работой с видеокамерой.  Все участники будущего похода проходят практику в летней учебно-тренировочной экспедиции в Подмосковье, где отдел астрономии Дворца проводит ежегодные наблюдения серебристых облаков. Там же они учатся работать со специальной аппаратурой предназначенной для будущих экспедиций: радиометрами и приборами космической навигации. Знакомятся с методикой взятия древесных, почвенных и моховых проб. Отрабатывают способы самостоятельного прохождения полевых маршрутов ориентировки на местности, системы радиосвязи. То есть, к началу полевых работ на Тунгуске, все ее участники получают всестороннюю образовательную и физическую подготовку, что во многом и определяет успех предстоящего выезда.

В тунгусской тайге

Рассмотрим путешествие к месту Тунгусской катастрофы на конкретном примере. Итак, 14 июля 2000 г. наша группа в полном составе скорым поездом выехала из Москвы в Красноярск. 17 июля мы вылетели из Красноярска в поселок Ванавара, где после согласования программы работ с сотрудниками заповедника, и оформления необходимых документов, была организована закупка продуктов. 19 июля, на вертолете МИ-8 был заброшен первый отряд в район первой базы Л.А.Кулика на реке Хушма. Значительная часть участников под руководством Дмитрия Ефанова отправилась в пеший 80 километровый маршрут по знаменитой «тропе Кулика» - дороге первых исследователей 20-х-30-х годов. В задачу этой группы входило обследование редкого природного образования – каменных останцев под условным названием «идолы», а также изучение состояния тропы. Тропа – это испытание на прочность. За двое суток ребятам нужно пройти по топям болот, малозаметным тропинкам, переправится через таежные реки Чамба и Хушма, преодолеть многокилометровые завалы старых пожарищ. А если к этому еще добавить любопытных медведей, всякого зверья, изрядное количество слепней и комаров, то станет понятным, что наши юные тунгусские рейнджеры на финиш пришли совсем не такими, какими их отправляли родители. А подмосковный лес им после этого, казался милым парком. Конечно, такие путешествия проводятся под неусыпным контролем руководителей и сотрудников заповедника.

Начиная с момента прибытия в эпицентр, все работы выполнялись строго по программе ввиду острого дефицита времени. Прежде всего, были развернуты регулярные патрульные наблюдения загадочных серебристых облаков. И в этом деле нет более опытных наблюдателей, чем Петр Калмыков и Сергей Клеменов. Изучение облаков ведется им в ночное время с астропункта, устроенного в массиве небольшого хребта горы Каскадной. Это место является нашей постоянной базой с 1977 года. Их исследование представляет особую ценность для заповедника, так как в Сибири нет второго места со столь продолжительными рядами наблюдений. Ночной режим предусматривал дежурство, начиная с 23 часов до 4 часов утра. Работа по этой тематике продолжались до 8 августа.

Мы не ограничивались только ночными наблюдениями, в дневное время выполняли программные маршруты по изучению особенностей повреждения местных деревьев. Нас интересовало, является ли так называемый «лучистый ожог» деревьев, действительно световым ожогом, а не следами молниевых ударов, сопровождавших Тунгусский взрыв. Впервые, в этом году, в районе эпицентра обнаружены и изучены деревья со следами современных молниевых повреждений. Следует отметить, что этих работ до нас никто не проводил. Почвенные пробы, взятые Сергеем Власовым в муравейниках по программе “Тектит”,  позволили московскому исследователю Е.В. Дмитриеву выявить частицы кометного вещества – стримергласы. Как и в предыдущие годы, продолжались работы по изучению радиационного фона в районе эпицентра взрыва,  определению геодезических координат наиболее важных точек.

Закончив основные работы к 31 июля, весь состав экспедиции на двух катамаранах начал сплав по таежным рекам Хушма и Чамба. Маршрут с технической точки зрения не сложен, но крайне интересен. Именно по нему проходили первые отряды исследователей под руководством Леонида Кулика в 1927 – 1930 гг. Целью этого 220 километрового маршрута было взятие проб вдоль траектории и изучение следов Тунгусского взрыва на востоке и юго-востоке от эпицентра. Река Хушма, по нашим наблюдениям, за последние годы существенно пополнилась рыбой, что, вероятно, связано с введением ее в зону заповедного режима. Завалы на реках, мели, проливные дожди и ежедневная восьми часовая гребля, оставили неизгладимое впечатление от этого удивительного похода. На реке Чамбэ мы побывали на заброшенном прииске по добыче исландского шпата. 7 августа достигли устья Чамбы и вплыли в Подкаменную Тунгуску. Здесь нас встретили сотрудники заповедника, и мы на двух моторных лодках переехали в поселок Ванавара. Затем, 9 августа перелетели в г. Красноярск, откуда скорым поездом выехали в Москву.

В итоге, преодолев 8200 км по железно дороге, 1300 км на самолете, 70 км на вертолете, 220 км на лодках и полторы сотни километров пешком, все участники экспедиции 12 августа прибыли в Москву.

С первыми  итогами  выездов  все знакомятся на вечере "Из дальних странствий возвратясь". Здесь идет рассказ о самом интересном и значительном, о забавных случаях и приключениях. Рассказы иллюстрируются слайдами и видеофильмами, звучат выученные, а иногда – сочиненные песни.  Затем итоги выездов докладываются на юношеских научно-практических конференциях. Наиболее интересные результаты публикуются, докладываются научной общественности.

Программа исследований и результаты Тунгусских экспедиций обсуждаются на специальных семинарах, в которых участвуют заинтересованные ученые, педагоги и учащиеся. Усилиями Арсентия Дафинцева, под руководством В.А.Ромейко, в нашей стране создан  единственный тематический сайт в Интернете - tunguska.ru.

По результатам наших работ, в 2000 году издан научный труд: «ТУНГУССКИЙ СБОРНИК». Елизавета Расторгуева, Константин Деманов, Петр Калмыков, Сергей Власов и Дмитрий Насонов за свои доклады на юношеских научных конференциях неоднократно награждались призовыми местами. Только за 2000-2001 учебный год группа  молодых астрофизиков, выезжавшая на Тунгуску, получила 7 дипломов.

© Томский научный центр СО РАН
Государственный архив Томской области
Институт систем информатики СО РАН
грант РГНФ №05-03-12324в
Главная | Архивные документы | Исследования | КСЭ | Лирика | Ссылки | Новости | Карта сайта | Паспорт