Главная Архивные документы
Исследования
КСЭ Лирика
Вернуться
Wolfgang Kundt, The 1908 Tunguska catastrophe: An alternative explanation, CURRENT SCIENCE, VOL. 81, NO. 4, 25 AUGUST 2001
L. Gasperini, et al, Geophysical/ sedimentological study of a lake close to the epicenter of the great 1908 Siberian (Tunguska) explosion.
G. Longo, E. Bonatti, M. Di Martino, L. Foschini, L. Gasperini, Exploring the site of the Tunguska impact
L. Foschini, G. Longo, T.J. Jopek, Ch. Froeschlй, R. Gonczi, P. Michel, On the Atmospheric Dynamics of the Tunguska Cosmic Body
P. Farinella, L. Foschini, Ch. Froeschlй, R. Gonczi, T.J. Jopek, G. Longo, P. Michel: Probable asteroidal origin of the Tunguska Cosmic Body
Luigi Foschini, A solution for the Tunguska event
L. Foschini, On the atmospheric fragmentation of small asteroids
Тектиты, субтектиты, стримергласы и Тунгусский метеорит
Каталог
Е.В. Дмитриев, Тектиты, субтектиты, стримергласы и Тунгусский метеорит
Природа 2001 № 1 с. 31-32
Карта сайта Версия для печати
Тунгусский феномен » Исследования » Библиография » 2000-09 » 2001 » Тектиты, субтектиты, стримергласы и Тунгусский метеорит

Природа 2001 № 1 с. 31-32

Тектиты, субтектиты, стримергласы и Тунгусский метеорит
Е.В. Дмитриев
Москва

Существуют достоверные факты падения на Землю (в Монголии, Туркмении, Польше, Эстонии и других местах) так называемых псевдометеоритов, которые представляют собой шлакопемзы и по составу резко отличаются от метеоритов известных типов. Их падение продолжается и по сей день. Автором были исследованы такого рода находки, собранные в 11 точках на территории России и Казахстана.

Анализ выявил на поверхности некоторых образцов характерные следы воздействия высокоскоростных газовых потоков. Из показаний очевидцев следует, что такие обломки могли выпасть из наблюдавшихся ими болидов, а траектории болидов указывают на их вероятную связь с метеорными потоками. Химический состав образцов говорит о возможной генетической связи не только между отдельными находками, разделенными тысячами километров, но и между этими образцами и импактитами метеоритного кратера Стерлитамак и астроблемы Жаманшин, а также тектитами.

Неожиданный результат дал петрологический анализ:

все исследованные образцы имеют признаки мощного электрического пробоя вещества. Такие же признаки обнаружены в фульгуритах (стеклах естественного земного происхождения), тектитах [1] и некоторых импактитах, что позволяет предположить единый механизм их образования. Обнаруженные практически во всех образцах стеклянные нити сложных форм, названные стримергласами, можно считать петрологическими признаками электрического пробоя.

По сравнению с тектитами исследованные образцы менее проплавлены, содержат обломки и минералы родительского вещества — стекло, плагиоклаз, полевой шпат, кварц, гранат, роговую обманку, титаномагнетит, ильменит, волластонит, пироксен и др.; в одном из образцов обнаружена частица никелистого железа (12.15% Ni); кроме того они более разнообразны по химическому составу. Исходя из этого, предлагается называть их субтектитами (к субтектитам, видимо, следует отнести и импактиты, имеющие следы электрического пробоя).

Можно предположить, что субтектиты и тектиты до попадания на Землю входили в виде включений в ядра короткопериодных комет. Дифференцированный состав включений и малый возраст тектитов указывают на эруптивную природу происхождения комет. На основании проведенных исследований автор предлагает новую гипотезу происхождения тектитов.

Тектиты и субтектиты представляют собой фульгуриты внеземного происхождения, образовавшиеся вследствие прохождения в веществе мощных электрических разрядов, сопровождающих выброс из массивных небесных тел кометных ядер. Тектиты -— это фрагменты струй расплавов, выброшенных из жерл крупных молниепроводных каналов избыточным давлением высокотемпературного газа. Субтектиты — фрагменты застеклованных стенок крупных молниепроводных каналов, разорванных внутренним давлением газа (по аналогии с фульгуритами они могут рассматриваться и как корки плавления) [2].

Менее проплавленные субтектиты несут несравнимо большую информацию о свойствах пород кометоизвергающих небесных тел и о процессах, проходящих на их поверхности и в недрах. В классификацию метеоритов предлагается добавить группу кометных метеоритов, включающих тектиты и субтектиты и их родительское вещество, а также некоторые виды железных метеоритов. Автором разработана методика выделения с помощью стримергласов кометного вещества из астроблем, ударных кратеров и почв в районах атмосферных взрывов крупных болидов (методика прошла апробирование в районе взрыва Тунгусского метеорита).

Ранее уже высказывалось предположение, что Тунгусский метеорит представлял собой обломок ядра эруптивной кометы, а выпавшее в районе катастрофы вещество имело дифференцированный состав, мало отличающийся от состава земных осадочных и изверженных пород. В подтверждение этой гипотезы были просмотрены по предложенной методике пробы грунта и торфа, взятые в эпицентре катастрофы. В пробах обнаружено большое количество кометных частиц — стримергласов и субтектитов, что дает основание говорить о массовом выпадении в эпицентре взрыва мелкодисперсного и раздробленного вещества [З].

Стримергласы, извлеченные из:

атектитов-молдавитов, бфульгуритов (Камерун), всубтектитов, гтектита-иргизита астроблемы Жаманшин, дпроб, взятых в эпицентре Тунгусской катастрофы. В скобках указан максимальный размер частиц (мм).

Литература

1. Об этого рода образованиях см.: Дмитриев Е.В. Появление тектитов на Земле // Природа. 1998. №4. С.17—25.

2. Он же. Субтектиты и происхождение тектитов // Околоземная астрономия и проблемы изучения малых тел Солнечной системы. Тез. докл. Обнинск, 25—29 октября 1999. С.38—39.

3. Он же. Концепция трех гипотез — ключ к решению проблемы Тунгусского метеорита // Там же. С.30—31.