Фесенков В. Г. Об аномальных световых явлениях, связанных с падением Тунгусского метеорита.— «Метеоритика», вып. 24, 1964, с. 177—179

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
МЕТЕОРИТИКА 1964г. Вып. XXIV с. 177-179

Акад. В. Г. ФЕСЕНКОВ

ОБ АНОМАЛЬНЫХ СВЕТОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПАДЕНИЕМ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА

До сих пор еще нет единого мнения о природе Тунгусского метеорита несмотря на то, что данные, относящиеся к этому явлению, происшедшему уже более полстолетия назад, едва ли могут теперь быть существенно дополнены.

В отношении атмосферных явлений прежде всего нужно установить, что именно в действительности может считаться связанным с Тунгусским падением. До сих пор еще высказываются мнения, что, например, аномально светлые ночи начались до падения Тунгусского метеорита. Вообще говоря, яркость ночного неба не остается постоянной, но постоянно колеблется в связи с солнечной активностью, облучением верхних атмосферных слоев жесткими солнечными радиациями и развитием полярных сияний. Например, за несколько дней до полного солнечного затмения 21 сентября 1941 г. наблюдалось интенсивное полярное сияние, хорошо видимое даже под низкими широтами, и яркость ночного неба значительно повысилась, очевидно, за счет резкого повышения интенсивности эмиссионных линий, постепенно спадая в последующие дни.

Резкое повышение 30 июня 1908 г. светимости ночного неба, наблюдавшееся на обширной площади, характеризовалось увеличением интенсивности непрерывного спектра и, следовательно, было обусловлено рассеянием солнечного света на пылинках, проникших в пределы земной атмосферы. Для выяснения реальной связи этого явления с Тунгусским падением Комитет по метеоритам АН СССР обратился в Королевскую обсерваторию в Гринвиче, которая ранее занималась этим вопросом. В частности, было интересно выяснить, наблюдалось ли в Европе какое-либо повышенное свечение неба накануне и в особенности за несколько часов до того, как Тунгусский метеорит упал в далекой сибирской тайге. В ответе, полученном от д-ра Эллисона, говорилось, что до Тунгусского падания яркость ночного неба ничем необыкновенным не отличалась и даже ночь 29 июня 1908 г. могла считаться вполне нормальной. Аномально большая яркость ночного неба, сделавшая невозможной фотографические наблюдения астрономов, наступила именно 30 июня 1908 г., т. е. немедленно после Тунгусского падения, и уже через сутки, по данным Э. Эсклангона, уменьшилась в десятки раз, а затем совершенно исчезла и более никогда не повторялась.

В то же время распространение границы ночного свечения по долготе лишь до западной Ирландии (как установлено, на Атлантический океан аномальное свечение неба не распространилось), т. е. до географической долготы, соответствующей положению антисолнца, и, кроме того, отсутствие всяких аномальных явлений этого рода к востоку от Ванавары (проверено, что даже в Иркутске небо оставалось нормальным), наглядно говорит о том, что это явление было обусловлено проникшим в высокие атмосферные слои облаком космической пыли, берущим начало от места Тунгусского падения и направленным в сторону, противоположную Солнцу. Эти пылевые частицы должны были быть связаны с метеоритом еще до его встречи с Землей и двигаться от него со скоростью, весьма небольшой по сравнению с орбитальной скоростью Земли. В случае значительной скорости движения граница распространения светлых ночей должна была быть заметно смещена к востоку. Итак, эти явления, несомненно, указывают на то, что это был хвост кометы, который не может существовать самостоятельно, но непрерывно пополняется из кометного ядра, направляясь в сторону, противоположную Солнцу.

Частицы подобного хвоста не могут сравниваться даже с микрометеоритами, которые все же способны к самостоятельному существованию и к проникновению даже в нижние атмосферные слои после длительного торможения, начиная с высоты в несколько сот километров. Частицы хвоста Тунгусской кометы были задержаны, как показывает положение южной границы ночного свечения, на высоте около 600 км и затем, заметно не снижаясь, должны были весьма скоро быть вытолкнуты обратно в межпланетное пространство давлением солнечной радиации. Вследствие этого уже в следующие ночи после Тунгусского падения условия вновь сделались нормальными.

Некоторые авторы без всякого на то основания предполагают, что Тунгусское падение ответственно не только за указанное выше аномальное свечение неба 30 июня 1908 г., но и за более ранние колебания в эмиссионной способности ионосферы, за развитие серебристых облаков, за изменение оптических свойств дневного неба, его степени поляризации, положения нейтральных точек и околосолнечных ореолов. В действительности подобные явления не могут вызываться одновременно одной и той же причиной.

Аномально светлые ночи, как указывалось выше, были обусловлены мельчайшими частицами пыли, привнесенными извне на короткое время на высоту в несколько сот километров. Между тем обычные метеорные частицы задерживаются несравненно ниже, именно на высоте около сотни километров, и, как было показано Бауэном, могут спуститься вплоть до низших атмосферных слоев лишь в течение месяца; серебристые облака обычно относятся к высоте 70—80 км и никак не проявляют себя в дневное время; поляризационные особенности дневного неба вызваны самой тропосферой, причем соответствующая эффективная высота увеличивается по мере приближения Солнца к горизонту, но не может превзойти 20 км; наконец, ореольные явления и общая атмосферная экстинкция определяются преимущественно самыми низкими атмосферными слоями.

Изменение оптических свойств дневного неба и общее значительное увеличение экстинкции на обширном пространстве земного шара наступило лишь значительно позднее Тунгусского падения. В результате мощного взрыва, происшедшего на высоте в 6—7 км, основная масса метеорита начала разноситься в нижней атмосфере на огромные расстояния, достигнув, например, западного побережья США только спустя приблизительно две недели.

Как известно, при высотных ядерных взрывах распространение продуктов взрыва на тысячи километров в высоких атмосферных слоях требует обычно нескольких суток. Так, например, возмущения в ионосфере, произведенные ядерным взрывом на Маршальских островах 1 июля 1946 г., могли наблюдаться в районе Алма-Аты, т. е. на расстоянии около 8000 км, только в ночь с 3 на 4 июля. Перенос продуктов взрыва в нижней атмосфере, как это имело место в случае Тунгусского метеорита, происходит гораздо медленнее. Таким образом, совершенно ясно, что приписывать чисто тропосферные явления, как, например, изменения поляризации или экстинкции, взрыву Тунгусского метеорита в самый день 30 июня 1908 г. нет никаких оснований. Совокупность наблюдаемых оптических явлений определялась двумя причинами. Во-первых, рассеянным облаком мельчайших пылевых частиц, связанным с Тунгусским метеоритом, направленным в сторону, противоположную Солнцу. Это облако проявило себя только в день падения и притом только на высотах в несколько сот километров. Оно покрывало лишь совершенно определенную область земного шара. Во-вторых, более грубыми частицами вещества, возникшими в результате взрыва в тропосфере. Эти частицы затем медленно и постепенно разносились атмосферными потоками по всей земной поверхности, преимущественно в северном полушарии.

Как видно из изложенного, против кометной версии Тунгусского падения нельзя выставить никаких серьезных возражений. Напротив, вся совокупность собранных фактов убедительно подтверждает кометную природу Тунгусского метеорита.